Лишнее напряжение: как Украине восстановить экспорт электроэнергии

Share

Основной проблемой отечественной энергосистемы в последние месяцы является переизбыток генерирующих мощностей. Профицит выработки электричества возник вследствие общеэкономического спада, относительно теплой зимы 2015–2016 годов, а также потери Крыма. По данным Минэнергоугля, производство электроэнергии в Украине в прошлом году сократилось на 13,4% – до 157,6 млрд кВт⋅ч. Нынешний уровень спроса на электроэнергию является недостаточным для нормального технологического функционирования отечественной энергосистемы. В результате жесткого профицита диспетчеры НЭК «Укрэнерго» вынуждены максимально разгружать энергоблоки ТЭС и АЭС, а руководство Министерства энергетики и угольной промышленности – искать нестандартные решения для балансирования энергосистемы.

Одно из них – это внедрение до конца 2016-го механизма эксплуатации ядерных энергоблоков в маневренном режиме. Именно такая задача содержится в плане действий Кабинета министров на 2016 год. Впрочем, сами атомщики к маневренному режиму пока не готовы.

В 2015-м НАЭК «Энергоатом» провела опытную эксплуатацию в режиме суточного маневрирования мощности 100% – 75% – 100% только одного энергоблока ХАЭС-2. Распространение опыта на остальные энергоблоки требует времени, выполнения мероприятий по модернизации, а также получения соответствующих разрешений со стороны Госинспекции ядерного регулирования. До конца нынешнего года «Энергоатому» с этой задачей не справиться.

Не менее сомнительным выглядит и предложение НЭК «Укрэнерго» – по отмене минимально допустимого состава работающего оборудования на ТЭС. Смысл идеи в том, чтобы за счет дополнительной остановки тепловых энергоблоков, сверх допустимого эксплуатационного минимума, не останавливать атомные.

«Подобные изменения режимов работы ТЭС ухудшат состояние и без того изношенного оборудования энергоблоков, крайне негативно скажутся на экологических характеристиках станций. Более того, работа ТЭС ниже минимального состава приведет к тому, что генерирующие предприятия не смогут поддерживать работоспособность невостребованных энергоблоков», – заявил Forbes директор по коммерческой деятельности «ДТЭК Энерго» Виталий Бутенко.

Впрочем, проблему профицита можно решить за счет увеличения экспорта электроэнергии. Потенциал для этого есть. Географическое расположение, топология электросетей, а также наличие профицитных мощностей позволяют Украине быть лидером в экспорте тока на восточноевропейском энергорынке. Достаточно сказать, что в I квартале этого года в стране в вынужденном резерве пребывали более 6500 МВт мощностей ТЭС и 1000 МВт – АЭС. Это равно потреблению Венгрии.

Однако, несмотря на потенциал, экспортные поставки электроэнергии из Украины в последние два года сокращались – с 9,9 млрд кВт⋅ч в 2013-м до 8 млрд в 2014-м и до 3,6 млрд кВт⋅ч по итогам прошлого года. Тому есть две основные причины.

29 декабря 2014 года Кабинет министров своим распоряжением №1280-р отменил право экспортеров покупать электроэнергию у госпредприятия «Энергорынок» «на вывоз» без учета так называемых дотационных сертификатов, то есть без учета перекрестных субсидий в оптовой цене. В итоге украинское электричество оказалось на восточноевропейском рынке неконкурентоспособным: если в марте этого года оптовая цена 1 кВт⋅ч на украинском оптовом рынке составляла 4,12 евроцента, то в Словакии – 2,3, Венгрии – 2,3, Польше – 3,3 евроцента.

А еще осенью 2014-го Минэнерго с целью экономии дефицитного угля ограничило на 50% экспорт электричества из Бурштынского энергоострова в Европу, а также полностью остановило энергопоставки в Молдову и Беларусь. Достигнутый результат: место Украины на энергорынках Молдовы и Беларуси при активной поддержке РФ заняли другие поставщики, возобновить экспорт отечественного электричества в этих направлениях пока не удается.

Хотя, согласно прогнозному балансу Минэнергоугля, до конца 2016 года экспорт электроэнергии из Украины должен составить 11,5 млрд кВт⋅ч, в том числе в Польшу, Румынию, Словакию и Венгрию – 5,8 млрд, в Молдову и Беларусь – 5,7 млрд кВт⋅ч. Возможно, правительство с целью расширения экспорта вновь пойдет на отмену дотационных сертификатов в закупочной цене, вследствие чего украинский киловатт-час восстановит конкурентоспособность на восточноевропейском рынке. В 2009, 2011 и 2012 годах Кабмин уже поэтапно отменял дотации на экспорт. Вначале по направлению в Беларусь для государственного «Укринтерэнерго», потом, соответственно, в Молдову и ЕС для частной ДТЭК.

Благодаря этому экспорт в период с 2009 по 2012 год удалось нарастить в два раза – с 4 млрд до 9,7 млрд кВт⋅ч. Хотя подобные решения вызвали немало критики: почему за границу электроэнергия продается дешевле и почему этим пользуется частная ДТЭК? В прошлом году доля энергохолдинга Рината Ахметова в общеукраинском экспорте составила 97,6% при пассивной позиции остальных потенциальных экспортеров. ДТЭК поставляла электричество в страны ЕС себе в убыток ради расширения добычи угля и загрузки ТЭС.

С другой стороны, если экспорт полностью остановится, внутренние потребители от этого все равно не выиграют. К примеру, 5,8 млрд кВт⋅ч планируемых поставок в Европу – это дополнительная выработка 4,4 млрд кВт⋅ч на АЭС и 1,4 млрд кВт⋅ч – на ТЭС, с соответствующими дополнительными доходами «Энергоатома», тепловых генкомпаний и «Укрэнерго».

Снижение базы продаж электроэнергии – это уменьшение в оптовой цене доли дешевого атомного электричества, увеличение доли условно постоянных затрат ТЭС и, как результат, повышение розничного тарифа. Стоит подумать над разумным экономическим балансом.

Восстановить экспорт