Можно ли сжечь российский бизнес в Украине

Share

Часть из них полностью монополизирована представителями страны, которую Украина официально признала агрессором. Национализация этих активов возможна, но она может аукнуться нам многомиллиардными компенсациями и ухудшением и без того не идеального инвестиционного климата. "ДС" разбиралась, где россияне окопались наиболее серьезно и как можно уменьшить их влияние на нашу экономику цивилизованными путями.

Лотерейщики играют и пока выигрывают

Два монополиста на рынке лотерей попали в 2015 г. в санкционный список Украины, предусматривающий прекращение их работы. Однако, несмотря на это, они продолжают вести бизнес, найдя юридические лазейки.

Пока со стороны Украины есть только одна реальная санкция в отношении российского бизнеса в нашей стране (не считая недавнего запрета на участие в приватизации) – осенью 2015 г. Петр Порошенко ввел в действие ряд мер против компаний с российским капиталом. Они были прописаны в указе №549 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 сентября 2015 г. "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)".  И коснулись более 400 физических и 105 юридических лиц Российской Федерации и других стран, причастных к аннексии Крыма и агрессии на Донбассе.

Почти все фигуранты списка находятся в России, за исключением лотерейных операторов, прописанных в Украине. В отношении них предусмотрены блокировка активов, временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, предотвращение вывода капиталов, приостановка исполнения экономических и финансовых обязательств, прекращение выдачи разрешений, лицензий  и т. д. Речь идет о занимающих около 90% лотерейного рынка в Украине компаниях – зарегистрированных в Киеве ЧАО "Патриот" и ООО "М.С.Л.".

Первая принадлежит кипрской Cehriba Investments Limited, которую принято ассоциировать с инвестиционным холдингом Finstar российского миллиардера Олега Бойко. Сама компания, правда, недавно объявила, что россиянин уже не имеет отношение к "Патриоту", назвав своими бенефициарами неких инвесторов из ЕС. Впрочем, это не мешает его дяде Александру Бойко возглавлять наблюдательный совет украинской компании. В России Олег Бойко финансирует армию своей страны. Это главный упрек в адрес "Патриота" от украинских властей.

"М.С.Л." в 2010 г. была куплена кипрской ABO Holdings Ltd, которая связана с российской "Альфа-Групп" Михаила Фридмана. Сейчас компания оформлена на кипрскую Evolot Ltd. Еще в 2014 г. некий киприот Маркос Шиапанис выступил с заявлением о том, что граждан РФ среди владельцев украинского оператора нет и именно он – главный бенефициар "М.С.Л". Хотя российский Forbes все равно продолжает называть бенефициаром Фридмана. Для этого есть аргументы – в компании работает множество выходцев из его структур.

Впрочем, несмотря на прямой запрет и санкции, спустя полгода оба лотерейщика не прекратили работу. "Операторам запрещено осуществлять переводы и получать лицензии, производить определенные действия на территории Украины, связанные с движением активов. И это все выполняется. Санкции направлены на вывод капитала – капитал никто не выводит. Но хозяйственную деятельность вести не запрещали", – рассказал "ДС" миноритарий "М.С.Л." и почетный президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев. В то же время он не объяснил, как компании удается при заблокированных счетах выплачивать выигрыши и выполнять текущие платежи, назвав это юридической тайной.

Дела у "Патриота" несколько хуже, чем у "М.С.Л.", хотя она также продолжает работать. Правда, многие ее точки в Киеве за последний год были куплены третьим оператором – Украинской национальной лотереей (УНЛ), ранее занимавшей всего 5% рынка. "Еще спорный вопрос, что это (санкции. – "ДС") было: борьба с российским бизнесом или банальный передел рынка", – сообщил "ДС" один из участников рынка.

Раньше УНЛ принадлежала Olympic Gold Holdings Limited и в 2014 г. объявила, что ее бенефициарами являются граждане ЕС – швейцарец Питер Шетти, австрийцы Вулф Кламмерт и Франц Ренгхофер. Но в 2015 г. 100% капитала сконцентрировала венгерская UNL Holding, бенефициаром которой был указан киевлянин Сергей Пиндич – в прошлом директор одной из компаний, принадлежавших нынешнему секретарю СНБО Александру Турчинову и его супруге. Когда СНБО приняла санкции в отношении конкурентов УНЛ и эта история вылезла наружу, учредителей компании спешно поменяли. Теперь ее бенефициаром официально называется некий гражданин Кипра Кайраки Хаджифилиппу. Тому, что санкции в отношении лотерейщиков стали элементом конкурентной борьбы, есть и косвенное подтверждение. Оспариваемый фактор того, что за "М.С.Л." стоит группа Михаила Фридмана, стал решающим. Тогда никого не смутил тот факт, что он официально владеет Альфа-Банком и долей в мобильном операторе "Киевстар", к которым никаких претензий у СНБО нет.

Как сплести сети вокруг мобильщиков

В 2014 г. "МТС Украина" была в шаге от лишения лицензии из-за нарушений, связанных с вмешательством в системы управления соединением и возможным сливом данных об абонентах спецслужбам РФ. Поскольку вариант национализации этой компании и ее главного конкурента, "Киевстара", исключен, лишь жесткий контроль со стороны регулятора рынка и спецслужб может заставить операторов быть на коротком поводке.

То, что два из трех мобильных операторов в Украине имеют российское происхождение, ни для кого не является секретом. "МТС Украина" контролируется российским ОАО "МТС", 51,46% которого принадлежит АФК "Система" миллиардера Владимира Ев- тушенкова, которого СМИ на- зывали близким другом Виктора Януковича, а 48,54% находятся в свободном обращении. Гол-ландская VimpelCom Ltd., в состав которой входит "Киевстар", поделена между LetterOne Михаила Фридмана и норвежской Telenor (56% на 33%). При этом оба собственника крупнейших украинских операторов являются публичными компаниями, котирующимися на биржах в Нью-Йорке (NYSE и NASDAQ).

Во многом именно из-за этого все инициативы национализации компаний, адептами которых были в основном одиозные украинские политики, заканчивались на уровне ни к чему не обязывающих разговоров.

Впрочем, весной 2014 г. второй оператор в стране был в шаге от катастрофы. Тогда НКРСИ рассматривала возможность лишения компании лицензии. Главная из претензий регулятора состояла в том, что "МТС Ук- раина" не приняла мер для недопущения несанкционированного доступа к своим телекоммуникационным сетям. Тог-дашний глава НКРСИ Петр Яцук прямо обвинил "МТС Украина" в том, что компания использует транзитные серверы в России, что позволяло получать доступ к информации об украинских абонентах и их местоположении третьим лицам. "На первоначальном этапе наша армия управлялась мобильной связью", – объяснил "ДС" серьезность ситуации Яцук.

Впрочем, до аннулирования лицензии так и не дошло – незадолго до рассмотрения этого вопроса большая часть членов НКРСИ была уволена, а в новый состав регулятора вошли два бывших представителя "МТС Украина", после чего вопрос санкций в отношении компании был снят сам собой. С тех пор "российскую карту" разыгрывают разве что сами компании в своих маркетинговых войнах. Летом 2015 г. глава "Киевстара" Петр Чернышев в Facebook подколол главного конкурента за его "российскость". Менеджмент "МТС Украина" не оставил это без внимания. Тогдашний глава компании Иван Золочевский ответил ему на этот выпад. "Неважно, что экономический интерес "россиян" в вашей уважаемой компании выше, чем в "МТС Украина". Важно, что это вдруг стало ключевым аргументом в конкурентной борьбе за сердца людей", – написал он.

Как минимум со стороны НКРСИ должен быть обеспечен максимально жесткий контроль за соблюдением лицензионных условий мобильными операторами и пресечена возможность любого влияния извне на работу их сетей. По данным "ДС", еще в 2014 г. СБУ инициировала внесение изменений в законодательство для пресечения угроз несанкционированного вмешательства в работу украинских телекоммуникационных сетей и рекомендовала Госспецсвязи заняться разработкой такой документации. А вот было ли что-то сделано в этом направлении, пока неизвестно.

 

Энергорынок под колпаком

Действенным методом для уменьшения влияния россиян на передачу и поставку электроэнергии может стать закручивание гаек регуляторными органами. Помимо этого, властям нужно добиться реального внедрения европейской модели функционирования рынка.
Монополия на энергорынке у россиян больше всего выражена в сфере передачи электроэнергии. Российская группа VS Energy владеет восьмью облэнерго в Украине (из них одна компания – "Севастопольэнерго" – находится в оккупированном РФ Крыму). Основными бенефициарами компании считаются бизнесмены из России Михаил Воеводин, Евгений Гинер и Александр Бабаков. Последнего называют ключевым лоббистом группы у себя на родине. В качестве депутата Госдумы от "Единой России" в 2014 г. он вместе с коллегами проголосовал за закон "О принятии в Российскую Федерацию Рес-публики Крым и образовании в составе России новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя". В Украине в ответ на это лишь немного пошумели о возможной национализации подконтрольных VS Energy компаний, но дело закончилось ничем.

До агрессии России в Украине президент "ВС Энерджи Ин- тернешнл Украина" Михаил Спектор заявлял, что его компании интересны как минимум два новых объекта – "Хмельницк-облэнерго" и "Николаев-облэнерго". Но недавно глава Фонда государственного имущества Украины Игорь Билоус рассказал, что, по его информации, VS Energy не намерена участвовать в дальнейшей приватизации и ее энергоактивы вообще стоят на продаже. Пока же сделка не произошла, группа остается локальным монополистом в семи областях страны, включая Киевскую, Херсонскую и Одесскую.
Какой это создает риск для Украины? С одной стороны, все облэнерго в стране являются естественными монополистами. Именно по этой причине их деятельность полностью зарегулирована. "Облэнерго подлежат отдельной регуляции – от Национальной комиссии по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг до Минэнергоугля, "Укрэнерго" и АМКУ", – перечисляет надзорные органы экс-член НКРЭКУ Андрей Герус. Профильный регулятор, например, утверждает объем инвестиций, норму прибыли, тарифы и т. д. АМКУ проверяет жалобы людей и компаний, если им неправомерно отказывают в подключении услуги, а также имеет право штрафовать лицензиата, обязывая его устранить нарушение. А размеры таких штрафов могут измеряться сотнями миллионов гривень. Так что у властей уже есть немало рычагов для эффективного укрощения российской группы, если она будет проявлять несговорчивость.

Весьма действенным методом в теории может оказаться внедрение европейской модели работы рынка – так называемый третий энергопакет. Он призван обязать компании разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставлять доступ к сетям третьей стороне. На базе этого принципа, например, построен новый Закон "О рынке природного газа", принятый Верховной Радой в начале 2015 г. Но в украинских реалиях он пока практически не работает. Те же облгазы создали свои 100%-ные "дочки", которые, по сути, стали лишь номинальными посредниками между ними и конечными потребителями. Конкуренции на этом рынке пока не видно и за версту, и с электросетями, увы, может повториться аналогичная ситуация.