Готовы ли украинские энергетики переходить на прямые договоры

Share

«Как мы запустили НДС-счета в тестовом режиме, так, я думаю, нам нужно попробовать запустить в тестовом режиме новую модель энергорынка. Мы тогда увидим, где у нас есть проколы, и до того как идти на полную либерализацию рынка, мы уже поймем, каким образом все это функционирует. Я думаю, давайте вы с сентября-октября ставьте в тестовый режим, давайте проведем обучение, соберем участников рынка – как основных покупателей, так и основную генерацию, и в течение двух месяцев проведем тестирование продажи электроэнергии напрямую потребителям», – заявил Арсений Яценюк руководству Минэнергоугля на коллегии министерства.

Кто попадет в перечень участников эксперимента и с какими проблемами они могут столкнуться, мы попросили объяснить эксперта Светлану Голикову.

 Сегодня в Украине действует закон «Об основах функционирования рынка электроэнергии», хотя он и не выполняется в полной мере. В рамках этого закона прописана норма о существовании прямых договоров, только они называются двусторонними договорами, и подразумевают заключение договора о поставке электроэнергии между производителем и потребителем.

 Кто есть кто

Под «потребителем» подразумевается не обычный бытовой потребитель, а, в первую очередь, те промышленные предприятия, которые имеют системы учета, позволяющие покупать электроэнергию на оптовом рынке, и лицензии так называемого «независимого поставщика»

 Эти крупные игроки наряду с облэнерго ежемесячно формируют заявки от своих потребителей на определенные объемы и подают их в «Энергорынок», который потом по определенному графику отпускает  электроэнергию. Правда, сегодня для всех оптовых покупателей – и для облэнерго, и для независимых – действует единая оптовая цена.

 Что предлагает премьер: начать хотя бы тестирование возможностей проведения прямых торгов и заключения прямых договоров. На мой взгляд, здесь нет ничего невозможного, и нужно такую программу подготовить и в аттестационном режиме проводить. У нас при содействии НКРЭКУ работает постоянно действующий семинар, в рамках которого участники рынка совсем недавно уже пробовали проводить такие торги. Но осталось очень много организационных вопросов.

 Итак, для того чтобы перейти на прямой договор, покупатель должен отвечать базовым условиям:

 а) иметь соответствующую систему учета;

 б) определить объем, срок и график покупки электроэнергии;

 в) понимать механизм формирования цены договора, потому что в дальнейшем на рынке будет минимум три цены на электроэнергию (для каждого из сегментов рынка – базовый, на сутки вперед, балансирующий).

 Кроме того, участникам рынка следует определиться с контрагентами, то есть найти себе «пару». Как в действующем законе, так и в новом законопроекте о рынке электроэнергии эти механизмы обозначены, и теперь регулятору необходимо разработать и ввести вторичную нормативную базу.

 Это и  разработка типовых договоров, и правила заключения договоров, и новые условия лицензирования; механизмы и правила общего учета договоров, и многое другое. Нельзя один сегмент вынуть из общей структуры рынка, потому что, кроме самого факта заключения договора, нужно понять, как будет регистрироваться такой договор, как будет учитываться законтрактованная электроэнергия, как это повлияет в целом на общий баланс производства и потребления, как будут проходить расчеты по такому договору.

 По правилам рынка стороны, заключившие прямой договор, должны, например, уведомить администратора  расчетов и системного оператора о заключенных договорах. Эта стандартная форма извещения необходима для того, чтобы электроэнергия, закупленная по прямым договорам, была исключена из дальнейшего баланса и не попала на рынок «на сутки вперед» или балансирующий рынок.

 Может случиться и так, что производитель, продав наперед определенный объем по прямому договору, впоследствии не сможет его выработать. И тогда ему придется идти на рынок «на сутки вперед» и докупать там недостающие объемы, но уже, как правило, дороже.

 Играть по-новому

 При подготовке к проведению тестового режима Минэнергоугля и регулятору нужно решить концептуальную проблему: во-первых, кто будет участником этого эксперимента; во-вторых, будут ли введены регулятором ограничения на объемы таких договоров; в-третьих, необходимо определить правила заключения таких договоров, организовать их учет и систему расчетов.

 Кроме того, проект закона о рынке электроэнергии предусматривает введение новых игроков – энерготрейдеров,  которые могут стать активными участниками именно этого рыночного сегмента. Нелишней будет и организация некой аукционной площадки, которая бы служила местом проведения торгов для тех участников, которые не смогли найти контрагента самостоятельно.

 Одной из главных задач для участников этого сегмента рынка является правильное определение цены, возможностей  выработки и графиков покупки (потребления) электроэнергии. Это важно. Покупается не просто энное количество киловатт-часов, покупается период и график поставки. Если вы покупаете только базовый объем, и думаете, что остальное докупите на рынке на «сутки вперед» – это будет одна тактика закупок; а если рассчитываете максимально «закупиться» на рынке двусторонних договоров – и, как следствие, найти нужное количество производителей с разными маневровыми возможностями – другая.

 Далеко не все, даже крупные промышленные потребители могут работать ровным графиком. И только атомная генерация не обеспечит им оптимальный график и цену. Если у предприятия есть пиковые нагрузки и спад ночного потребления, атомка может продать только базовую нагрузку, но именно от ее контрактной цены будет формироваться общая тенденция цен на рынке прямых договоров.

 О ценах и сроках

 Проектом закона о рынке электроэнергии предусматривается срок двустороннего договора на один год, но участники рынка смогут заключать прямые договоры и на более короткие сроки, так как придется следить за динамикой цен на топливо и ценовыми сигналами будущего рынка «на сутки вперед». Хотя ориентироваться на нее или нет – это право каждого покупателя.

 По правилам, на рынке прямых договоров  формируется коммерческая цена, и игроки не знают, по какой цене кто кому продает. Думаю, что со временем сформируются профессиональные команды энерготрейдеров, а задачей регулятора будет следить за тем, чтобы трейдер не входил в сговор с производителями и не завышал цены для потребителей.

 К тому же цена будет зависеть еще от одного фактора – будет ли устанавливать регулятор некое квотирование для каждого вида генерации, и какую квоту получит «Энергоатом». От этого будут зависеть и  перспективы тепловой генерации. В принципе тепловой генерации  выгодно перейти на прямые контракты, потому что у них появится механизм получения 100% оплаты, в то время как сейчас они испытывают проблемы из-за неплатежей энергорынка. Там они смогут решать эти вопросы со своими контрагентами: через суд, через залог имущества и т.д.

 «Все, что кроме…»

 Зеленая энергетика пока что никаких изменений не почувствует. По новому закону предполагается создать специальное предприятие – гарантированного покупателя, – которое будет единым оптовым покупателем всей зеленой энергии и будет обеспечивать гарантии государства, предоставленные инвесторам в зеленую энергетику. Скорее всего, это предприятие будет оставаться государственным, и создаваться на базе части ГП «Энергорынок».

 Бытовой потребитель вряд ли быстро ощутит преимущества нового рынка и возможность выбирать себе поставщика самостоятельно. Как минимум, должно произойти разделение облэнерго, а распределение электроэнергии – оформиться в самостоятельный бизнес. Тогда у бытового потребителя возникнут правоотношения с сетевой компанией, и только потом уже могут быть договоры на поставку с традиционным областным поставщиком или каким-то альтернативным.

 Формирование нового розничного рынка – следующая масштабная задача. А в рамках нового закона необходимо предусмотреть защиту прав потребителя, включая альтернативный способ решения споров между ним и поставщиком – так называемых энергетических омбудсменов.