Этой осенью «Азовмаш», который фактически простаивал длительное время, сообщил о подписании дилерского соглашения с некой компанией «Виташ Велиоглу Иншиаат Ве Тиджарет» из Турции на приобретение и продажу продукции вагоностроения и тяжелого машиностроения, выпускаемой ПАО «Азовобщемаш», на рынках Ближнего Востока и Африки. По информации пресс-службы мариупольского холдинга, в ходе визита турецкой делегации во главе с председателем правления компании Османом Сехер Акшехиром на предприятии был подписан первый контракт на поставку вагонов производства «Азовобщемаш» на 2016-17 года.
Свет в конце тоннеля?
Инициатива выглядит более чем многообещающе ввиду текущего плачевного состояния многолетнего украинского лидера тяжелого машиностроения. Еще в 2012 году предприятия группы во главе с «Азовобщемашем» произвели продукции более чем на 9,4 млрд. грн., в том числе почти 16 тыс. грузовых вагонов на 8,9 млрд. грн. Но проблема заключалась в том, что большая часть продукции ранее отправлялась в Россию.
2013 год стал для «Азовмаша» переломным – предприятие выпустило 10,5 тыс. вагонов, что на 32% меньше показателей 2012 года. Причин такого спада несколько. Во-первых, сильно изменилась конъюнктура рынка ключевой продукции завода – вагонов, на которую повлиял профицит предложения на территории СНГ. Во-вторых, основной причиной неутешительных результатов можно с уверенностью назвать торговую войну между российскими разрешительными органами и украинскими вагоностроителями.
В-третьих, закрытие рынка РФ и военно-политическая ситуация в регионе и городе Мариуполь привели к тому, что базовый актив «Азовобщемаш» завершил 2014 год с чистым убытком в размере 2,56 млрд. грн. (шестикратный рост). А в 2015 году предприятие преимущественно простаивало.
В связи с проблемами с поставками продукции в Россию президент управляющей компании «Азовммашинвест Холдинг» Тарас Полищук сообщил, что «выход на рынки стран Ближнего Востока и Африки — это реальная перспектива и альтернатива рынку Таможенного союза».
Загадочные турецкие гости
Вроде бы, стоит приветствовать возрождение остановленного предприятия благодаря турецким заказам. Но ситуация неоднозначная хотя бы потому, что с большим трудом можно установить, что за компания стала «сальвадором» (с исп. «спаситель») украинского гиганта, а также зачем ей вагоны.
Дело в том, что информация о «Виташ Велиолу Иншиаат Ве Тиджарет» (Vitas Veliogu Insaat ve Ticaret As) практически отсутствует, кроме того, что она зарегистрирована в Анкаре и занимается производством пластиковых товаров и строительством жилья. С большой долей вероятности можно говорить, что загадочная Vitas является то ли «дочкой», то ли близким партнером крупной строительной турецкой компании Osman Seher Aksehir, работающей на местном рынке уже 35 лет и имеющая представительства в Анкаре, Измире и Трабзоне. Собственно, это название буква в букву дублирует имя главы делегации, посетившей «Азовмаш». Согласно данным на сайте Osman, ее штаб-квартира находится по одному и тому же адресу, что и Vitas Veliogu Insaat ve Ticaret As.
Эксперты рынка затрудняются ответить, зачем этой турецкой корпорации понадобились украинские ж/д вагоны. «Вряд ли эта строительная компания конечный потребитель», — полагает старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. На запрос UAprom ни «Азовмаш», ни Osman Seher Aksehir не ответили. Отдельно стоит отметить, что официального сайта и даже e-mail у таинственного производителя пластиковых товаров Vitas вообще не существует.
Неожиданный партнер
Больше вопросов возникает после изучения сюжета телеканала «ТВ7 Мариуполь» о визите турецкой делегации на «Азовмаш». Как оказалось, участие в подписании контракта принимала еще и строительно-консалтинговая компания «Дехас-Украина». «Свой визит турецкая делегация начинает с посещения производственных цехов «Азовмаша». Руководители компании «Дехас» лично ознакомились с процессами сборки и механообработки изделий», – сообщил телеканал.
Интересно, что упомянутая «Дехас-Украина» – фирма очень широкого профиля, занимающаяся практически всем, начиная от модернизации предприятий, строительства дорог и мостов, добычей нефти и заканчивая авиа- и ракетостроением, а также судостроением. При всем при этом, компания является официальным представителем и партнером крупнейших строительных компаний Турции. Более того, отдельной строкой прописана следующая услуга: «принимаем предложения от клиентов на продвижение их продукции на рынках Европы, Турции, Азии, Ирака, Ирана, Африканских республик, Арабских стран».
Представители компании отказались общаться с UAprom о роли «Дехас» в подписании контракта на поставку мариупольских вагонов в Турцию. «Существует коммерческая тайна, для всех уточняющих вопросов лучше обратится в «Азовмаш», – сухо заметил вице-президент «Дехас-Украина» Александр Бархов.
Очередной лыжный инструктор?
Благодаря сюжету мариупольского телевидения UAprom удалось установить, кто же все-таки посетил «Азовмаш». В состав делегации входило три человека, одним из которых был, естественно, Осман Сехер Акшехир (Osman Seher Aksehir), владелец одноименной строительной корпорации, а не загадочной Vitas.
Вторым был турецкий бизнесмен Кемаль Демирчиоглу (Kemal Demircioglu), известный своим пристрастием к филантропии. Ему принадлежит опять-таки строительный холдинг Ihlas Holding, а также ряд фирм, в частности, Ihlas Dis Ticaret, занимающимися внешнеторговыми операциями, в том числе продажей ювелирных изделий.
Ну а третьим гостем на мариупольском предприятии оказался президент уже упоминавшийся «Дехас-Украина» Дунямалиев Физули Абасгулу оглы, личность, как оказалось, очень интересная. Этот азербайджанский предприниматель, который является гражданином Украины, объявлен в международный розыск Интерпола по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Впрочем, удивляет не столько это, сколько широкий спектр его бизнес-проектов.
Еще в начале 2000-х принадлежащая Ф.Дунямалиеву «Дехас-Пенза» пыталась строить в данном регионе РФ объекты для агропрома. Но уже в 2007 году созданное им в Азербайджане ООО «Кавказ Холдинг» планировало покорять рынок лифтов России, строя сборочные мощности в этой закавказской стране. Также вынашивались наполеоновские планы по производству эскалаторов, запчастей для сельскохозяйственных машин, насосов для глубинных скважин. Впрочем, все эти идеи потерпели фиаско, равно как и проект по выпуску экскаваторов в Воронеже.
Слева на право: Осман Сехер Акшехир, Физули Дунямалиев, Кемаль Демирчиоглу
Турецкая делегация и руководство «Азовмаша»
Перспективы «Азовмаша»
Вообще, говоря о визите турков на мариупольское предприятие, стоит обратить внимание на тот факт, что делегация осматривала только лишь мощности «Азовобщемаша», который, к слову, производит не столько ж/д вагоны и полувагоны, сколько цистерны для перевозки топлива, металлоконструкции для современной техники в области обслуживания авиакосмических аппаратов.
«Они просмотрели весь завод, мы показали тяжелое машиностроение, как раз на выходе венгерский заказ», – говорит гендиректор «Азовобщемаша» Александр Науменко мариупольскому телеканалу. Кроме того, турецкие заказчики вполне могли быть заинтересованы в тех же металлоконструкциях, которые применяются в промышленном или любом другом строительстве, ведь предприятие имеет опыт производства спецоборудования для, например, ракетно-космического комплекса «Циклон-4» на бразильском космодроме Алкантара.
И это выглядит более правдоподобно, ведь «Азовмаш» уже имел опыт поставок цистерн с шириной колеи 1425 на турецкий рынок. Согласно презентации, опубликованной на сайте посольства Украины в Турции, «Азовмаш» в течение 2011-2013 годов отгружал в эту страну автоцистерны для вязких нефтепродуктов модели Т1710. «Наша продукция успешно прошла сертификационные испытания и получила сертификат соответствия для работы в Иране и Турции», – сообщается в презентации.
Кто бы ни был в составе этой турецкой делегации, очевидно одно – предприятие остро нуждается в заказах для своей реинкарнации, раз готово заключать подобные сомнительные сделки. Но на какой-то госзаказ рассчитывать не стоит, несмотря на громкие заявления руководителей Мининфраструктуры и «Украинской железной дороги» о многомиллиардных вложениях в инфраструктуру и подвижной состав в следующем году. Естественно, что выходом в данной ситуации может быть только экспорт, но все-таки следует более тщательно подходить к выбору партнеров, чтобы не оказаться в ситуации несколько годичной давности, когда контракт на строительство СПГ-терминала подписали с лыжным инструктором из Каталонии.