В прошлом месяце министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил о переговорах с канадской машиностроительной компанией Bombardier, которую уже в следующем году призывают организовать производство локомотивов в Украине. По словам чиновника, потребность в обновлении тяги на желдороге очень большая, «а, соответственно, для производителей тяги на сегодня Украина, если произойдет реформа «Укрзализныци», очень большой потенциальный рынок».
Скрытый потенциал
Вообще о заходе в страну крупной машиностроительной компании говорят давно как и Мининфраструктуры, так и «Укрзализныця». Причем А.Пивоварский отмечает, что переговоры идут со всеми ведущими мировыми компаниями. Для производителей тяги украинский рынок можно назвать благодатным, так как на балансе у УЗ находится 1,3 тыс. электровозов. Более того, по итогам 2015 года износ электровозов (именно в поставках этой продукции заинтересованы зарубежные машкомпании) превысит 90%, а износ магистральных тепловозов – 99%. Если брать возраст тяги, то, по данным ЦТС-Консалтинг, средний возраст электровозного парка составляет 38 лет, тепловозного — 28.
Дополнительный плюс для импортеров заключается в том, что крупнейшие отечественные производители на сегодня либо простаивают, либо не востребованы. Например, «Лугансктепловоз», которым владеет российский «Трансмашхолдинг» и мощности которого находятся на неподконтрольной Украине территории, уже давно остановил производство. Еще одному крупному игроку, Крюковскому вагонзаводу, который ранее лихо занялся скоростными межрегиональными электропоездами ЕКр1 «Тарпан», заказов ждать тоже не стоит. По словам А.Пивоварского, тяга, которую производят иностранцы, более эффективна в сравнении с той, которую могут выпускать украинские предприятия с точки зрения потребления как топлива, так и электроэнергии.
«Крюковский ВСЗ предлагает свои услуги по разработке отечественных электровозов, но, учитывая сложность продукции и требования к безопасности, более целесообразно в этом вопросе перенимать уже существующий опыт и организовывать совместное производство», – отметил старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко.
Реалистичный заказ
Но если со спросом проблем нет, то трудности с финансированием обновления тяги (и, соответственно, объемами закупок) пока что присутствуют. Если верить замминистра инфраструктуры Владимиру Шульмейстеру, потребность УЗ в двусистемных электровозах составляет около 500 штук. Такие цифры впечатляют, особенно если учесть тот факт, что, по данным железнодорожников, за последние пять лет «Укрзализныця» приобрела только 34 новых электровоза разных стран производителей. Но эксперты уверяют, что вышеуказанная цифра не соответствует реалиям.
«С учетом подлежащих к списанию порядка 105 локомотивов в 2015-2017 годах, по нашим оценкам, необходимо будет пополнить парк как минимум на 700 локомотивов», – считает консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко.
Но все же эти цифры пока только в планах, а закупку «в самые короткие сроки» даже и пятой части тяги желдороги не потянут. По словам А.Андрейченко, если в Украине все же будет организовано запланированное производство локомотивов, то необходимы заказы как минимум на 20 электровозов в год суммарной стоимостью порядка $100-120 млн.
«Весь парк вряд ли стоит обновлять, так как мы давно его полностью не используем из-за его технического состояния. Наиболее обширная за последние годы программа включала в себя обновление порядка 500 локомотивов за пять лет, что было из области фантастики. На первом этапе было бы достаточно заказать втрое меньше, что можно было бы выполнить за пять лет. Под такой заказ необходимо было бы порядка $800 млн., и наиболее реалистичным источником капитала для его выполнения в будущем будет кредит или выпуск еврооблигаций», – полагает эксперт.
Утром реформа, вечером тяга
Вместе с тем приход мирового машиностроителя в Украину имеет смысл только при условии, что в стране будет значительный платежеспособный спрос на такую технику, в частности, на локомотивы. «Можно посмотреть на горький опыт компании Siemens Ukraine, который создал СП, организовал производство электровозов серии ДС, но из-за проблем финансирования со стороны «Укрзализныци» их было выпущено всего пару десятков», – отметил А.Андрейченко.
В данном контексте стоит упомянуть о начавшемся процессе реформирование УЗ, который, по словам А.Пивоварского, и запустил переговорный процесс с мировыми машкомпаниями. Реформирование направлено, в том числе, на разрешение финансовых проблем госкомпании за счет устранения перекрестного финансирования пассажирских перевозок грузовыми и создания условий прозрачности и прибыльности для привлечения заемного капитала под инвестпроекты. Но, как объяснил А.Андрейченко, выходить на рынки капитала «Укрзализныця» сможет не раньше 2017 года в виду очень высоких рисков инвестирования в Украину на данный момент, а добиться значительного прогресса в реформировании УЗ раньше 2017 года также не удастся.
Вместе с тем П.Руденко утверждает, что УЗ больше не будет ключевым заказчиком на локомотивную тягу в Украине, поэтому, как только заработает рынок частной тяги, можно ожидать определенный спрос на локомотивы иностранных компаний. И пока профильные ведомства ведут переговоры, ясно одно – ожидать какие-либо решения от потенциальных партнеров УЗ сможет только после выделения источников финансирования покупки.