Смутные перспективы отечественного комбайна

Share

Неразвитость внутреннего рынка металлопродукции, в частности машиностроения, считается одной из слабых сторон отечественного ГМК. В 2005 г. может быть заложен фундамент для кардинального изменения ситуации в сегменте сельхозмашиностроения.



5 января ФГИ объявил конкурс о продаже 33,48% уставного фонда (УФ) ОАО «Белоцерковсельмаш». Пакет 893 245 акций предлагается со стартовой ценой 10 843 000 грн. (или 12,14 грн. за акцию). Однако, в объявлении содержится неправильная информация, например, о размере УФ, который по данным, опубликованным в официальном издании Фонда госимущества («Ведомости Приватизации» №1 от 5.01.2005), составляет 666 942 750,00 грн.



На самом деле, по всем бухгалтерским документам, и даже на основании данных приведенных выше в газете, таких как количество акций, выставляемых на продажу, их номинальной стоимости, размер пакета от УФ, который предлагается на тендер, – можно определить, что УФ предприятия в 1000 раз меньше.



Почему допущены такие неточности? Возможно, случайно: после новогодних праздников тяжело разобрать стоит точка или пробел в данных, да и пересчитывать вручную на калькуляторе – долго. Но, возможно, эта ошибка умышленная, поскольку в случае победы на конкурсе «ненужной» компании можно оспорить его результаты на основании недостоверной информации, опубликованной о тендере, или же вовсе его приостановить.



В 2002 г. вместо одного крупного завода-монополиста появилось четыре юрлица. Старое ОАО «Белоцерковсельмаш» не ведет производственной деятельности, а лишь владеет 99,9% в УФ трех обществ с ограниченной ответственностью, которые и должны были заниматься выпуском сельхозтехники. Хотя реальным производством занималось только ООО «Ротор-2» с самого момента начала реструктуризации.



Каким образом предприятие, монопольный производитель прицепных комбайнов на просторах тогда еще СССР превратился в никому не нужный комплекс зданий? Или не превратился? Для ответа на данный вопрос посмотрим на структуру акционерного капитала предприятия. На основании информации, которые подаются в госорганы, видно, что 45,56% акций принадлежат Katredas 4065689 Canada Inc., а государственный пакет составляет как раз 33,4828%. При этом данные, которые распространяет ФГИ следующие:



· льготная продажа акций в апреле 1997 г. составила 1,648% УФ (проданы по 0,25 грн. за акцию);


· продажа акций на сертификатном аукционе за приватизационные имущественные сертификаты в 1996 г. – 1,302% по 0,25 грн. за акцию (42 акции на ПИС);


· продажа акций в июне 1998 г. за компенсационные сертификаты – 29,578%. Официальная цена сделок – 0,37037 грн. за акцию (на один КС – 27 акций);


· продажа акций в марте 1999 г. на аукционе за ПИС – 7,969% по цене 0,25 грн. за акцию (по 42 акции на ПИС);


· продажа акций в июне 1999 г. за денежные средства – 0,019% по цене 4,988 грн. за акцию;


· передано холдингам – 26% акций.



Причем упоминания о переходе права собственности на акции от «холдингов» нам обнаружить не удалось, хотя в данном случае необходимо было как минимум проведение тендера или открытых торгов.



Таким образом, видно, что акции «Белоцерковсельмаша», а точнее контроль над ним, довольно интересен какой-то группе лиц, скорее всего связанной с упоминаемой выше канадской фирмой. Однако, может быть не только с ней. В советские времена завод производил до 1000 прицепных комбайнов ежемесячно. Производственные мощности сохранились. И что бы ни писали в своем годовом отчете представители предприятия, как, например, «ОАО «Белоцерковсельмаш» – специфическое предприятие, которое было рассчитано на массовый выпуск одного типа продукции, в связи с этим на оборудование на заводе в основном специальное, на нем можно изготовлять только определенный вид продукции. Процент универсального оборудования низкий. Такое положение с оборудованием не дает возможности расширять номенклатуру продукции для других отраслей. Кроме того, продукция предприятия – сезонная, что еще более усложняет положение, 5-6 месяцев в год спрос на продукцию отсутствует» (Годовой отчет предприятия за 2003 г.).



Любое предприятие является своего рода специфическим. А «Белоцерковсельмаш», «расположенное на двух промышленных площадках на расстоянии 5 км одна от другой, причем обе площадки имеют законченный технологический цикл», и имеющее в своем составе 24 цеха, просто не должно было зацикливаться на производстве старых комбайнов одной модели, а искать новые пути развития.



Должно, если конечно, не было другой – противоположной установки – сделать из монополиста разваленное предприятие, которое не смогло бы конкурировать даже со своими бывшими партнерами, а в последствие, которое бы совсем исчезло с рынка. А ведь «производственную деятельность предприятие не осуществляет».



Это является подтверждением версии о «заказном» характере «убыточности» предприятия. Кто мог быть «заказчиком» такого процесса, можно лишь предполагать.



На украинском рынке представлена техника «Гомсельмаша», которая последнее время вытесняется «Донами» «Ростсельмаша» и секонд-хендовскими Джон Дирами. Активнее всего захват рынка ведет «Ростсельмаш». И качественно, и надежно, и привычно для потребителя, и ремонтируется чуть ли не в поле, в отличие от большинства западных «железных коней».



Что можно сделать? Как возродить производство «украинского народного комбайна»? Наверное, идеальным вариантом развития для «Белоцерковсельмаша» будет приобретение его производителем техники, например, тем же «Ростсельмашем», и построение на его базе, во-первых, производственных мощностей по производству «Донов» и, во-вторых, на второй промышленной площадке – создание специализированных мастерских по ремонту и/или базы по обучению по работе с техникой. Благо уже налажена сбытовая сеть и отношения в сфере лизинга и кредитования.



Конечно, возможно, что на предприятие придет отечественный капитал, который сможет создать новый современный комбайн, сформировать сбытовую сеть, но на это уйдет намного больше времени и сил, а до тех пор будут завозиться на территорию Украины сельскохозяйственные машины из сопредельных государств.



Но вернемся к конкурсу. Его уже пытались провести в ноябре 2004 г. со стартовой ценой пакета акций в 12 756 240 грн. Сейчас стоимость снижена до 10 843 000 грн. Кроме того, покупатель должен будет:



· погасить задолженность по заработной плате сотрудникам предприятия в сумме 3 817 900 грн. на протяжении 90 дней с момента подписания договора купли-продажи;


· недопускать появление новой задолженности перед сотрудниками;


· полностью погасить задолженность предприятия на протяжении 6 месяцев с момента подписания договора перед Пенсионным фондом – 3 682 300 грн., перед бюджетом 2 476 400 грн. (кредиторская задолженность по итогам 9 месяцев 2004 г. составила 17 088 000 грн.);


· сохранить все имеющиеся рабочие места;


· обеспечить прибыльную работу предприятия.



Конкурс состоится 18 февраля. Остается надеяться, что его результатом будет не только неувольнение 17 сотрудников, но и создание новых рабочих мест, а также восстановление производства комбайнов на отечественных мощностях, пусть и зарубежными инвесторами.