«Нефтегаз» подталкивают к дефолту?

Share

Эпицентром очередного обострения президентско-премьерского противостояния стал главный офис «Нефтегаза». Боевые действия, развернувшиеся 4 марта в штаб-квартире НАКа, подрывает и без того плачевное финансовое положение холдинга. Ожидает ли дефолт «Нефтегаз», станет известно после 6 марта, когда должна поступить оплата за февральское топливо «Газпрому».


Война между украинским президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко за право контролировать «Нефтегаз» из «холодной» переросла во вполне горячую, с привлечением админресурса, сочувствующих СМИ, внутренних и внешних политических и экономических союзников. Поводом к эскалации конфликта стало принятое в конце февраля решение переориентировавшегося на Кабмин руководства Энергетической таможни растаможить спорные (которые РУЭ считает своими, а правительство – государственными) 11 млрд. куб.м газа в пользу НАКа. Поскольку по версии Ющенко и ориентированных на него госструктур, это находящееся в ПХГ топливо сохраняет статус транзитного и не может быть передано на баланс «Нефтегаза», по факту растаможивания товара, интерпретированного, как присвоение чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, было оперативно возбуждено уголовное дело.


После таких знаковых событий, как взятие под стражу начальника отдела таможенного контроля и таможенного оформления газа Центральной энергетической таможни, потасовки в офисе «Нафтогаза» народных депутатов фракции БЮТ с бойцами группы «Альфа», обеспечивавшими защиту сотрудников СБУ, которые изымали документацию, и решения одного из столичных районных судов приостановить следственные действия, конфликт окончательно политизировался, и ожидать его скорого юридического разрешения вряд ли представляется возможным.


Для «Нефтегаза» его сегодняшний статус «яблока административного раздора» несет, помимо существенных имиджевых потерь в глазах теряющих остатки терпения кредиторов и потенциальных заемщиков, также угрозу дальнейшего затягивания процесса досогласования и принятия финансового плана на текущий год, а равно и оформления соответствующих механизмов господдержки. Без этого НАКу, и так отработавшему І квартал на ручном управлении, грозит окончательное разбалансирование финансов с перспективой если не дефолта, то перекредитования на любых, в т.ч. и малоприемлемых, условиях.


О масштабах уже имеющих место бюджетных дыр «Нефтегаза» красноречиво свидетельствуют цифры затребованной Кабмином у парламента финансовой помощи для компании. Согласно предложенным изменениям в госбюджет-2009 и другие законы, только на увеличение компенсации разницы между ценой закупки импортного природного газа и его продажи для ТКЭ и бюджетным учреждениям из казны необходимо выделить дополнительно 6,1 млрд. грн (при первоначально заложенной компенсации всего в 1,6 млрд. грн.). Еще порядка 1,6 млрд. грн. правительство предлагает инвестировать в добычу нефти и газа.


При этом финансировать эти расходы предполагается, в т.ч. за счет НДС от таможенного оформления уже ввезенного в Украину газа. Включая и вышеупомянутые 11 млрд. куб.м газа, оспариваемые РУЭ и «Нефтегазом». Соответственно, в случае законодательного оформления такой схемы у Кабмина появится эффектная иллюстрация прохождения в конфликте «точки невозврата», которая, безусловно, окажет свое влияние если не на возможный суд, то на общественное мнение точно.


А в целом, согласно получившим огласку рабочим проектам финплана «Нефтегаза» на текущий год, даже при условии идеальной платежной дисциплины потребителей планируемый дефицит корпоративного бюджета может составить порядка 10 млрд. грн. при общем объеме расходов на уровне 100 млрд. грн. При этом на такие критические расходы, как закупка газа для закачки в хранилища придется аккумулировать не менее 37 млрд. грн. (при стабильном курсе гривны к доллару). Наиболее скептичные экспертные оценки как раз и дают размер фактического дефицита в 35-45 млрд. грн.


К тому же, как обычно, очень не вовремя, – накануне и так проблемной оплаты за потребленный в феврале импортный газ, – обострилась ситуация с неплатежами внутренних потребителей газа. С начала текущего года общий долг потребителей увеличился более чем на 6 млрд. грн. Виновные в этом в первую очередь теплокоммунэнерго (задолжали порядка 4,6 млрд. грн.) прикрываются своим особым законодательным статусом и, понятно, пользуются полной поддержкой местных властей. Как результат, попытки отключения от газа самых отъявленных неплательщиков натолкнулись на судебные иски и протесты прокуратуры.


За «Нефтегаз» энергично вступилась Тимошенко, потребовавшая на специально созванном совещании с руководителями областей и теплокоммунэнерго навести порядок с платежами. Не обошлось и без предположений о политически мотивированном заговоре. Как отметила премьер, «если это нежелание осуществлять функцию или если это политические указания, которые дали вам право не рассчитываться, то тогда имейте в виду, что вы уничтожаете страну, а не создаете сложные обстоятельства для правительства».


Параллельно досталось и облгазам, собственников которых припугнули национализацией. Энергетический советник премьера и нардеп Александр Гудыма детализировал в недавнем интервью механизм такой «национализации»: “«Газ Украины» за неделю создает контору, … и все люди, которые работали в облагазах дружными рядами перейдут в новую структуру. Тут ничего не надо менять, а только надо забрать функцию за нарушение действующего законодательства». Под нарушениями подразумевается имеющая якобы место в подконтрольных РУЭ облгазах практика навязывания «дополнительных услуг» в виде недешевых посредников, монополизировавших газовые лимиты. Таким образом, речь идет скорее о национализации не столько собственности, сколько самой функции газораспределения и сбора соответствующих платежей. Как представляется, во многом такие заявления и намерения были продиктованы логикой премьерской борьбы с украинскими акционерами РУЭ (а также группой политической поддержки бизнеса Дмитрия Фирташа).


В то же время, конфликт только набирает обороты. Сегодня, 5 марта, следователи СБУ вошли в офис «Укртрансгаза» уже без явно вооруженной охраны. Работу силовики начали спокойно, сотрудники «дочки» НАКа не оказывали сопротивление. Однако, юрдепартамент «Нефтегаза» при поддержке депутатов от БЮТ во главе с Андреем Портновым вынудили следователей покинуть здание. О самом захвате офиса “Нефтегаза” читайте тут.