Роберто Ре: «Метинвест заинтересован создать СП или купить перекатный завод в Европе»

Share

– Несмотря на введение Еврокомиссией пошлины в размере €60,5/т на г/к рулон, «Метинвест» продолжает борьбу за европейский рынок. Можно ли оценить вероятность успеха вашего предложения по минимальным ценовым обязательствам?

– Очень трудно оценить, каким будет вердикт по этому вопросу. Но очевидно, что данная пошлина является заградительным барьером для наших продаж в Европе. Мы также считаем, что данная мера является полностью несправедливой. Поведение «Метинвеста» на европейском рынке свидетельствовало о том, что группа не наращивала долю и поставки. И в любом случае мы вели наши продажи в соответствии с рыночными условиями.

Я считаю, что основная причина введения этих пошлин – экспансия китайской стали в 2015 году. «Метинвест» следовал за рынком, и наша продукция в этом сегменте несравнима по качеству с той простой продукцией, которая поставлялась из Китая и России. Я думаю, что все эти факторы должны быть лучше изучены Еврокомиссией.

Мы также напоминаем о политической и военной ситуации на Востоке Украины, а также о двустороннем соглашении с Евросоюзом. Мы надеемся, что наша позиция будет лучше рассмотрена, чем в прошлый раз. И мы сможем обсуждать минимальные ценовые обязательства и обязательства по минимальным объемам поставок.

В целом мы ожидаем другое отношение к нашей компании. «Метинвест» представлен на европейском рынке, знает рынок. И, как показывает прошлая практика, мы можем работать полностью честно.

– И, тем не менее, «Метинвест» уже смещает фокус стратегии продаж металлопродукции с объемов на качество. С чем связаны такие изменения?

– За последние 20 лет рыночные условия сильно изменились. Уже не наблюдается большой активности в трейдинге, а акцент делается больше на выстраивании долгосрочных отношений с потребителем. Мы уверены, что главная ценность, которую можем представить европейскому клиенту, связана с качеством продукции и сервисом.

Таким образом, мы полностью перестроили нашу бизнес-модель. Мы больше не ориентируемся на объемы и увеличение направлений сбыта, мы уже ориентируемся на очень длительные и стабильные отношения с потребителями, чтобы создать стоимость не только для наших акционеров, но также и для клиентов, понимая их настоящие потребности.

Качество – это первая задача. Ты не сможешь найти подход к клиенту, если у тебя продукция не соответствующего качества, которое ожидает потребитель.

– О какой продукции идет речь? На что будет делаться ставка?

– Сегодня «Метинвест» реализует в Европе порядка 3,8 млн. т металлопродукции. Главным образом, это плоский прокат: толстолистовой прокат, горячекатаные, холоднокатаные и оцинкованные рулоны. Это главная продукция для европейского рынка.

Но сейчас, в связи с введением пошлины в 60,5 евро/т на украинский г/к рулон, мы наметили перестройку наших продаж в сегменте плоского проката в соответствии с новым сценарием.

– То есть, можно говорить о том, что «Метинвест» будет опосредованно присутствовать на европейском рынке г/к рулона после введения пошлины?

– В таких условиях нам придется найти новые способы для работы в этом сегменте. Это значит искать возможности для любых слияний и поглощений или создания совместного предприятия с некоторыми конечными потребителями, чтобы развивать различные пути нашего присутствия в Европе.

– Вы заинтересованы создать СП именно с европейским конечным потребителем?

– Да, с европейским конечным потребителем. Или же осуществить покупку перекатного завода в Европе.

– Какие страны компанию интересуют в первую очередь?

– В настоящий момент мы все еще изучаем любые опции без привязки к какой-либо стране.

– Изучаете ли такой вариант, как реэкспорт г/к рулонов из третьих стран?

– Нет. Возможно, мы только пытаемся перестроить наши производственные активы, что в итоге означает усиление вертикализации продукта. Так, из горячекатаных рулонов мы можем совершенствовать лучшие холоднокатаные рулоны и оцинковку. И это может быть путь для увеличения присутствия на европейском рынке.

– «Метинвест» планирует огромные инвестиции в металлургические комбинаты на территории Украины. А что с европейскими заводами? Какие планы в отношении них?

– На европейских заводах мы, прежде всего, фокусируемся на сервисе для конечных потребителей. Да, мы изучаем возможность увеличения производства либо в сегменте толстолистовой стали, либо рулонов. Главным образом, в сегменте рулонов, поскольку необходимо вертикализировать и выпускать больше рулонов в Италии. Ведь, вряд ли можно будет импортировать много рулонов из Украины.

– Какая итоговая цель?

– Загрузить перекатные мощности в Европе на 100%. А уже после этого изучить возможности того, можно ли наращивать производство и производительность.

Кроме того, мы изучаем потенциальные возможности для слияния и поглощения перекатных активов в Европе и не только. Нам также интересны предприятия в Средиземноморье и в целом по миру.

– Можно ли «разогнать» европейские активы до 2 млн. т плоского проката?

– Я думаю, что в настоящий момент эта цифра слишком велика. Рост может быть не более чем на 10-15% от текущего уровня производства.

Если мы хотим достичь отметки в 2 млн. т плоской продукции, мы должны покупать активы.

– Назовите особенности работы на европейском рынке металлоторговли?

– Наша дистрибуция подразумевает работу по трем разным каналам. Во-первых, это перекатка полуфабрикатов в прокат. И наш основной рынок – это Европа.

Во-вторых, у нас есть продукция, которую мы параллельно продаем из Украины. Речь о плоском прокате.

Ну и в-третьих, мы организовали несколько точек дистрибуции (distribution points), главным образом, в портах Северной Европы. Это те области, куда тяжело добраться через перекатный бизнес. В этом случае мы продаем со складов продукцию украинских заводов и поставляем ее на второй и третий уровень рынка. В этом случае «Метинвест» близко расположен ко всем уровням рынка и понимает, каким образом можно улучшать свое присутствие на той территории, которая еще не охвачена нашим бизнесом.

– Сколько уже таких точек дистрибуции?

– На данный момент у нас 4 такие точки. Мы пытаемся оптимизировать наше присутствие согласно будущему развитию рынка и будущему развитию присутствия европейских предприятий на этих территориях. Я думаю, что это наиболее простой способ быть ближе к потребителю, гарантировать своевременную доставку продукции клиенту.

– Происходит консолидация европейской металлургии. Выиграет ли от этого «Метинвест»?

– Консолидация обычно означает усиление контроля над рынком, поэтому это значит, что рынок будет более стабильным, а также немного структурированным и организованным. Я думаю, что это поможет всем игрокам рынка работать прибыльно.

– Но ILVA – это ваш конкурент на рынке, как минимум, в Италии?

– Да, это наш конкурент. Но компания до сих пор находится под управлением государства. Мы думаем, что будет хорошо, если ILVA перейдет под контроль любой меткомпании, которая лучше понимает логику стального сектора.

– Наверняка, вы ведете речь о вашем партнере Marcegaglia, которая сформировала консорциум с ArcelorMittal.

– Да, эта компания участвует в процессе поглощения. Я не знаю, что произойдет в будущем, но Marcegaglia остается одним из наших потребителей и одним из крупнейших игроков на европейском рынке. При этом я не вижу возможности в краткосрочной перспективе закрытия сделки по ILVA.

– На европейском рынке ожидается стабильный спрос на сталь, темпы роста выше, чем ожидалось. Как получить выгоду от этого в долгосрочной перспективе?

– Если будет стабильный и структурный рост, необходимо стабильное присутствие игрока на рынке. Если будет рост в ЕС, то лучше всего работать над сервисом и быть как можно ближе к потребителю. Именно поэтому мы изучаем возможности установить специфические диджитализированные отношения с нашими клиентами, что позволит поддерживать их с потребителями в целом.