«Напугав» участников рынка двойным повышением акцизов на моторное топливо, премьер-министр Юлия Тимошенко пошла на компромисс и договорилась с трейдерами о поэтапном удешевлении бензина в обмен на отказ от увеличения акцизного сбора. Первые результаты договоренностей должны отобразиться на стелах АЗС уже с 1 ноября.
Согласно подписанному 27 октября меморандуму, с начала ноября топливо в среднем должно подешеветь на 0,4 грн. (до 5,30 грн./л А-95 и 5,80 грн./л ДТ) и еще на 1 грн. к началу зимы. При этом показателен «нюанс»: если нефтетрейдеры уверены, что подписались под снижением стоимости светлых углеводородов к 1 декабря в целом на гривну (т.е. еще на 60 коп по сравнению с началом ноября), то, согласно комментариям премьера, с 1 декабря бензин должен подешеветь «еще на гривну» по отношению к ноябрьским прайсам.
Правительство, в свою очередь, отказывается от повышения акцизов и обязуется поспособствовать ускорению возвращения НДС отраслевым импортерам. Наиболее важным моментом этих договоренностей является ссылка на стабильность курса доллара по отношению к гривне, к которому привязаны как импортеры топлива (доля которого на украинском рынке уже превысила 70%), так и сырой нефти в лице отечественных НПЗ.
В ходе открытой для прессы части «круглого стола» с представителями нефтетрейдеров Ю.Тимошенко не скупилась на критику владельцев АЗС за нежелание пойти навстречу потребителям и мировой нефтяной конъюнктуре, ведущее к непропорционально медленному удешевлению нефтепродуктов по сравнению с темпами снижения стоимости сырья. При падении стоимости сырой нефти более чем на 100% (с $147 за баррель в июне до $59 в октябре с.г.) цены на нефтепродукты за этот период в среднем упали на 15-18%, что явно не соответствует доле сырья в себестоимости топлива.
По словам премьера, мировой финансовый кризис имеет и «позитивную сторону» в виде падения цены на нефть, но воспользоваться этим украинская экономика не может из-за того, что «есть монополия, потому не идет снижение цен, потому что ей плевать на все законы, на все мировые конъюнктуры, на любые отношения с властными структурами».
Ответственным за силовые стимулы для нежелающих снижать свехрентабельность владельцев АЗС назначен Антимонопольный комитет, который уже отчитался о начале очередного масштабного расследования в отношении участников рынка и возможных жестких санкциях по отношению к нарушителям конкурентного законодательства. Судя по всему, без серьезных штрафов не обойдется, но в контексте борьбы за удешевление топлива они окажут скорее обратное воздействие. Как отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, «нефтетрейдеры переложат штрафы, выписанные АМКУ, на потребителей, и в результате проводимые правительством репрессии приведут к тому, что цена не упадет даже на гривну».
Точка зрения и логика нефтетрейдеров имеет серьезные противоречия с правительственными установками. Во-первых, торговцев, похоже, не особо впечатлили намерения Кабмина поднять акцизы. Это привело бы к адекватному удорожанию бензина и солярки (на 0,4 и более грн./л) и в худшем случае сократило бы потребление, но никак не рентабельность продаж. Соответственно, и отмена повышения акцизов должна больше радовать потребителей, а не самих продавцов.
Во-вторых, нефтетрейдеры считают свою ценовую политику в целом соответствующей рыночным тенденциям и финансовым рискам. Помимо нестабильного, мягко говоря, курса доллара, относительно низкие темпы сокращения стоимости нефтепродуктов объясняются самими продавцами «инертностью рынка». Т.е. тем, что сейчас продается топливо, изготовленное из «предыдущей» более дорогой нефти. Таким образом, имевшая место в последние две недели тенденция удешевления топлива в среднем на 3-4% в целом вполне укладывается в договоренности с правительством, и речь идет лишь об ускорении и так идущего своим ходом ценового тренда.
И, в-третьих, импортеры нефтепродуктов в свою очередь пугают правительство проблемой еще более болезненной, чем дорогое топливо – его дефицитом. Таковой может случиться по причине ужесточения регуляторной политики Нацбанка Украины, запретившего валютную предоплату импортных контрактов.
Проблему эту решает обнародованный 29 октября совместный Меморандум МВФ, Кабмина и НБУ, предусматривающий возобновление практики авансовых платежей в адрес импортеров. Но оборотной стороной ориентации на либеральные требования МВФ, включающие наличие единого обменного курса, становится невозможность курсовых преференций для поставщиков «критического импорта». Ранее Кабмином не исключалась возможность ограничение в условиях мирового финансового кризиса импорта в целом с возможным предоставлением «критическим импортерам» (включая поставщиков топлива и нефти) права на закупку иностранной валюты по заниженному курсу НБУ. Более того, уже буквально на третий день после подписания рассматриваемого меморандума его главное обязательство со стороны государства было нарушено. 29 октября курс доллара вновь вырос до нового исторического максимума, достигнув 7,2 грн. на межбанке.
Таким образом, у нефтетрейдов появилось не только полное моральное право заявить о невозможности исполнения меморандума по независящим от них причинам, но и реальная потребность усилить страхование валютных рисков. И даже если курс гривны удастся «утихомирить» в районе 6 грн./долл. (как это обещает руководство НБУ), импортеры будут ориентироваться на возможность существенной «просадки» гривны и закладывать соответствующие риски в себестоимость своих товаров.
Можно прогнозировать, что меморандум о снижении цен не будет соблюден, и при неизменности текущего курса доллара и биржевой стоимости нефти цены на АЗС в лучшем случае останутся замороженными на сегодняшнем уровне. До тех пор, пока у государства не будет реальной возможности «материального» (путем товарных интервенций и через отраслевые госкомпании) воздействия на рынок нефтепродуктов, ни «джентльменские соглашения», ни антимонопольные и фискальные репрессии в отношении участников рынка не будут давать ожидаемого эффекта, а стоимость топлива будет оставаться завышенной.