«Связан по рукам и ногам»: что ждать от подписания Новака в «Укравтодор»

Share

Приглашение Славомира Новака, второго польского топ-менеджера, в украинскую транспортную отрасль воспринималось уже не с такой эйфорией, как назначение Войцеха Балчуна на должность председателя правления «Укрзализныци». Во-первых, приход самого Балчуна показал, что моментального выздоровления железнодорожной отрасли не произойдет. Более того, за полгода экс-менеджеру PKP так и не удалось полностью стабилизировать операционно-хозяйственную деятельность УЗ, слишком уже много различных интересов завязано на «железке». Ну а во-вторых, «Укравтодор» не менее коррупционное ведомство, чем «Укрзализныця».

Первое, что смущает, – это слишком короткий срок прихода Новака. Годовой контракт, который, кстати, до сих пор не заключен с поляком, вряд ли станет залогом успеха реформ и улучшения ситуации с украинскими автодорогами, на что возлагаются большие надежды. Похоже, и сам польский топ-менеджер не спешит сильно интегрироваться в украинскую транспортную реальность. «Я не имею планов на долгую перспективу, пока только на ближайшие полгода», – подчеркивает Новак, но при этом обещая провести реформы в компании.

В данном случае речь идет вовсе не о зарплате поляка, которая официально еще не оглашалась, но, по неофициально информации, должна составить смешные 10-12 тыс. грн. в месяц. Для перспектив дорожностроительной отрасли ключевым моментом должен стать запуск Дорожного фонда, который изначально был запланирован на следующий год, но сейчас правительство и парламент хотят перенести на 2018 год. Ну и, естественно, объем финансирования самого «Укравтодора» в 2017 году также беспокоит Новака. Возможно, в связи с такой неопределенностью сам топ-менеджер откладывает подписание полноценного контракта.

«Посмотрим, сколько будем иметь денег на развитие и ремонт дорог в следующем году. Потому что предложение, которое я услышал в парламенте, мягко говоря, не является удовлетворительным», – говорит и.о. главы «Укравтодора», добавляя, что без соответствующего финансирования ремонта, а затем содержания дорог, можно забыть об экономическом развитии государства. Более того, саму сумму, которая выделяется на содержание, дорожностроительного ведомства, поляк назвал «мизерной».

По словам Новака, именно эту мысль он пытается донести на переговорах с комитетом по вопросам бюджета, с комитетом по вопросам транспорта или «когда разговаривает с депутатами». Кстати, на прошлой неделе польский топ-менеджер провел встречи с украинскими топ-чиновниками, но от премьер-министра Владимира Гройсмана, кроме заверений о всемерной поддержке, ничего не получил. А с транспортным комитетом Рады, похоже, видение поляка перспектив автодора расходятся кардинальным образом.

Например, Ярослав Дубневич, глава этого комитета, назвал 2017 год «переходным» в плане создания Дорожного фонда, при этом не уточнив сроков принятия законопроекта по нему во втором чтении. Более того, парламентарий посоветовал Новаку «совместно работать над внутренней реформой «Укравтодора», проводить качественную кадровую политику, а ресурсы на свои реформаторские инициативы найти «в реструктуризации внешних долгов «Укравтодора» и привлечении средств международных организаций».

Бизнес портал UAprom опросил экспертов дорожной отрасли, которые объяснили, что сулит «Укравтодору» такое назначение и почему у польского легионера будут «связаны руки».

Экс-директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль:

– Что касается назначения Славомира Новака на пост и. о. председателя «Укравтодора», то можно сказать, что чем больше европейцев у нас будет на руководящих должностях, тем быстрее Украине попадет в Европу.

На сегодня задачи должны быть поставлены не Новаку, а Верховной Раде, правительству Украины, ведь без голосования за пакеты реформаторских законов новый руководитель никаких глобальных изменений сделать не сможет. Более того, без изменения КЗОТа и увольнения тех, кого уволить нужно (в ведомстве 25 тыс. сотрудников, из которых 20 тыс. нужно уволить), позитивных сдвигов также не стоит ждать.

Кроме того, без повышение зарплат чиновниками в 10-20 раз с текущих 2 тыс. грн. до $1-2 тыс. новый и.о. главы «Укравтодора» не сможет сформировать профессиональную команду. И, опять-таки, по самому Новаку также стоит вопрос, какая будет зарплата у него, потому как сейчас его оклад составляет 12 тыс. грн. и это просто смешная цифра. Это патовая ситуация, и если по зарплате вопрос не решиться, то Новак быстро покинет свой пост.

Сейчас Новак «связан по рукам и ногам» КЗОТом, нереформированной судебной системой. В «Укравтодоре» остаются коррумпированные сотрудники, которых нужно сажать, но почему-то не сажали. Это тоже задача реформирования, но уже Генпрокуратуры и судебной системы. К слову, похожая проблема и в «Укрзализныце». Пока поле для того, чтобы реформаторы могли работать, не создано, и все технократы оказались вне игры.

Законопроект о Дорожном фонде необходимо принимать, поскольку без него выполнять какие-либо действия, связанные с улучшением ситуации на дорогах, невозможно. Но отмечу, что это один из десяти законопроектов, которые нужно принять. Сам по себе документ не решает проблему, он обеспечит финансирование дорожной отрасли, но и в этом случае Минфин сможет им манипулировать.

И, возвращаясь к проблеме судовой системы, если сотрудников Минфина нельзя наказать за нарушение бюджетного кодекса, это тоже проблема. Ведь спецфонд уже раньше существовал в Украине, но Минфин вовремя не выделял средства дорожникам, а выделял их в конце года. За это никто ответственности не понес, а асфальт работники автодорожного ведомства традиционно клали в снег в ноябре-декабре, ведь нужно было освоить деньги.

В целом, создание Дорожного фонда решит вопрос финансирования, но, кроме этого, нужно в первую очередь решить проблему перегруза на дорогах, чтобы нарушающие нормы ТС платили штрафы в 10 раз больше (ввести европейские штрафы за нарушения в 10 тыс. евро), а за второе нарушение – конфискация ТС. Второе – обеспечить независимый контроль качества выполнения дорожных работ по системе FIDIC. Третье – если качество неудовлетворительное, а подрядчик произвел махинации со средствами – нужно справедливое наказание.

С одной стороны нанимать человека на рыночные зарплаты выглядит как пустая трата денег, но с другой стороны люди такого калибра, как Новак, «давят» на украинское правительство через ЕС. Новак, если ему не будут давать работать, будет рассказывать Еврокомиссии, как все инициативы в Украине «рубят под корень», что, в свою очередь, приведет к тому, что Европа перестанет давать деньги и начнет угрожать нам тем, что отменит санкции против РФ, а это достаточно сильный рычаг на сегодня. Поэтому я поддерживаю это назначение!

Соучредитель и член правления Общественного союза «Моя дорога» Андрей Мартенс:

– Сейчас мнение между положительным и отрицательным. Проблема в том, что его прошлое с коррупционными скандалами отвлекает от его деятельности. Сейчас можно сказать наверняка, что на Новаке, равно как и на премьер-министре Владимире Гройсмане и министре инфраструктуры Владимире Омеляне, лежит огромная ответственность, поскольку министр отвечает за назначение как никто другой. И в этой плоскости Новаку не обойтись без конкретных действий.

С другой стороны – Омелян сообщил, что Новак назначен на должность на год. Понимая всю сложность ситуации в отрасли, в «Укравтодоре», за год каких-то глобальных целей достичь будет сложно, потому как в отрасли все планируется на 3-5 лет. Хотя мне также известно, что сейчас он формирует свою команду.

Конечно, Новаку досталось тяжелое наследство, где все построено на связях и интересах, но при этом у него есть опыт, и, по словам министра инфраструктуры, Новак получил в похожем состоянии систему, когда стал министром в Польше (руководил польским министерством транспорта в 2011-2013 годах), и он с ней справился.

У нас нет стратегии развития дорожной отрасли, а без этого получается, что каждый год «Укравтодор» ремонтирует одни и те же дороги. Стратегия же позволит определить перспективы на ближайшее пять лет, и в ней будет четко расписано, на какие направления, на какие дороги у нас будут идти средства.

Еще один момент — законопроекты, которые должны быть приятны. Это и Дорожный фонд, который позволит средства, которые аккумулируются от акцизов, направлять по назначению — в дорожную отрасль (сейчас средства находятся в общем фонде бюджета, и только около 26% «доходит до дорог»). Также фонд позволит переносить на следующий год средства, которые были выделены, но не были использованы в текущем году. Еще один «обязательный» для принятия документ — это законопроект о децентрализации и передачи дорог местного значения на уровень областных администраций.

Также актуальными остаются кадровые вопросы. Большую часть кадров в «Укравтодоре» нужно уволить. Эти люди не в состоянии качественно выполнять свою работу, они не специалисты, пришли из абсолютно разных структур, иногда даже из бандитских.

Экс-заместитель министра инфраструктуры Украины, эксперт в сфере транспорта Александр Кава:

– Учитывая его биографию и опыт, к назначению Новака на должность и. о. председателя «Укравтодора» отношусь оптимистично. Это хороший шанс для Украины, потому как Новаку удалось сделать, по сути, транспортную революцию в Польше. Когда он пришел на должность министра транспорта, страна строила дороги медленно и мало. До прихода в ведомство Новака ситуация доходила до того, что Польша не использовала даже половины выделяемых ЕС безвозмездных средств на строительство и инфраструктуру, а при нем это показатель достиг 99%.

В Украине подобная ситуация: у нас с лета 2014 года тормозится использование денег от МФО (это не грантовые деньги от ЕС, но это средства на выгодных условиях), хотя ЕБРР и ЕИБ готовы выделить на транспортную инфраструктуру порядка 900 млн. евро.

В первую очередь у Новака стоит задача подготовиться к зиме, это будет так называемое «тестовое задание» для него. Еще одна важная задача – восстановление эффективного сотрудничества с ЕБРР, Европейским инвестиционным банком и Всемирным банком, дабы те проекты, которые сейчас в подвешенном состоянии, были закончены в обозримом будущем и начались новые проекты.

Также необходимо попробовать начать реализацию пилотного проекта строительства дороги на условиях концессии. Но для этого нужно менять законодательство, в частности то, что касается принудительного выкупа земли для строительства автострад. Ну и заниматься безопасностью дорог — каждый день в стране происходит порядка 350 ДТП. Кроме того, украинские дороги заняли одно из последних мест в мировом рейтинге качества, куда вошли 138 стран. Хуже, чем в Украине, дороги только на Мадагаскаре, в Парагвае, Конго и Мавритании.