Украинские ГОКи: между двух огней

Share

Криворожские горно-обогатительные комбинаты находятся относительно далеко от линии фронта, но эхо войны докатилось и до них. В результате военного конфликта серьезные повреждения получила инфраструктура восточного региона, нарушились логистические связи с метпредприятиями, расположенными на Донбассе, что негативно сказалось на ритмичности работы ГОКов, а также на их способности отгружать сырье металлургам.

Так, согласно данным ассоциации «Укррудпром», за 8 месяцев текущего года поставки всех украинских производителей железорудного сырья на внутренний рынок сократились на 26%, до 16,8 млн. т. В отчете «Метинвеста», крупнейшего игрока украинского рынка ЖРС, за 1 квартал указывается, что компания недопоставила потребителям порядка 1,5 млн. т продукции, потеряв при этом $202 млн. выручки.

Стоит напомнить, что с начала года нестабильно работают практически все метпредприятия в зоне АТО: Енакиевский МЗ (средний уровень загрузки 55-60%), Донецкий МЗ, все еще простаивают Донецкие МПЗ и ЭМЗ, только в начале лета был перезапущен Алчевский меткомбинат после 10-месячного простоя. Кроме того, хронические проблемы с доставкой сырья испытывают мариупольские гиганты ММК им. Ильича и «Азовсталь», загрузка которых по году не превысит 70-75%.

«В связи с конфликтом на Донбассе серьезно поменялась структура отгрузки сырья «Метинвеста». Если раньше 50% объемов перерабатывалось внутри группы, еще по 20% реализовывалось внутри Украины и на рынке Китая, а также 7-10% шло потребителям в Восточной Европе, то сейчас в некоторые месяцы мы доходим до 50% экспорта в КНР. Это очень низкомаржинальный рынок, поскольку доставка в северные порты Китая составляет порядка $30 за тонну», – сообщил директор горнодобывающего дивизиона «Метинвеста» Николай Ищенко.

Временная мера

Вообще, мировая конъюнктура железорудных рынков крайне негативна. За последние полтора года цены на железную руду упали в три раза, и сейчас котировки Platts колеблются в диапазоне $55-57 за тонну на условиях CFR IODEX порты Северного Китая в сухом весе. Как признается Константин Федин, генеральный директор Южного ГОКа (экспортирует до 90% добываемого сырья), такой уровень цен пока что позволяет комбинату балансировать на грани безубыточности, поскольку себестоимость товарного концентрата с доставкой достигает порядка $50 за тонну. В «Метинвесте», в состав которого входят три ГОКа – Северный, Центральный и Ингулецкий, не раскрывают этих показателей, но говорят, что они сопоставимы с ЮГОКом.

Конечно, когда на глобальном рынке наблюдается существенный профицит сырья, то правит бал покупатель, и он, естественно, предпочитает спотовые контракты. Рудари признаются, что очень тяжело заключить квартальный контракт, не говоря уже о годовом. Но даже если удается договориться на некий длительный срок, то согласовываются только объемы, тогда как для определения цены выписывается формула в привязке к спотовым котировкам того же Platts.

Таким образом, экспорт – это всего лишь временная мера, позволяющая украинским ГОКам в условиях спада спроса на внутреннем рынке сохранять 100%-ную загрузку мощностей. По данным «Укррудпрома», в январе-августе поставки рударей на внешние рынки возросли в годовом исчислении на 15%, до 30,2 млн. т. Понятно, что основными экспортерами считаются Полтавский и Южные ГОКи, а также «Метинвест», три комбината которого, как ожидается, реализуют по экспорту около 17 млн. т, что составит 50-55% от общего объема добычи в 33-35 млн. т.

В то же время наиболее прибыльный бизнес – это внутриукраинские продажи, так как затраты на доставку по сути мизерные. Например, из Кривого Рога на ДМКД транспортировка составляет всего $2 за тонну, тогда как на Китай, как уже говорилось, – $30. Естественно, рудари уповают на скорейшее установление мира на Донбассе, чтобы их основные потребители сырья – меткомбинаты – вновь вернулись к нормальной работе.

Один из них – Алчевский меткомбинат, который запустил одну домну в июне этого года. К октябрю предприятие может запустить второй агрегат, но отечественным сырьевикам это не сильно помогло. Ведь, на АМК поставляется руда, главным образом, из России, тогда как «Метинвест» осуществил только одну отгрузку в размере 50 тыс. т. Кроме того, очень проблемным выступает вопрос логистики, доставки сырья в неподконтрольный Алчевск из Кривого Рога.

Управлять себестоимостью

В той ситуации, в которой оказались отечественные ГОКи, когда ни мир в стране, ни спотовые котировки от них не зависят, им ничего не остается, как работать над снижением производственной себестоимости продукции, чем, к слову, активно занимаются лидеры отрасли – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. А для этого необходимы инвестиции в основные активы комбинатов.

«За последние пять лет «Метинвест» инвестировал порядка $8-9 на тонну железной руды. Но в прошлом году из-за падения цен на товарный концентрат и окатыши, а также военного конфликта на Донбассе этот показатель был снижен на $4,4/т. Это очень низкий показатель. Если мы выйдем на $6/т, то это позволит поддерживать мощности в рабочем состоянии», – констатирует Н.Ищенко.

Впрочем, и масштабные проекты имеются. Так, в прошлом году ЮГОК завершил строительство циклично-поточной технологии (достройка второго этапа – около 420 млн. грн.), что позволило, по словам К.Федина, сократить производственную себестоимость концентрата на $1-2, а в перспективе – еще на 30%. Для чистого экспортера, коим является Южный ГОК, это жизненно необходимо.

Аналогичный проект реализуется и на Первомайском карьере СевГОКа, но здесь процесс строительства ЦПТ прошел лишь середину пути. Только к апрелю 2016 года будет сдана первая очередь стоимостью 1,7 млрд. грн., достройка второй очереди, как ожидается, произойдет на рубеже 2016-17 годов при общей смете в 2,94 млрд. грн. Как отметил Н.Ищенко, благодаря внедрению ЦПТ сокращение текущих производственных затрат составит 20% или $2 от себестоимости.

Запланировано появление циклично-поточной технологии и на ИнГОКе, но произойдет это не скоро – аж к 2025 году, рассказал и.о. гендиректора комбината Александр Герасимчук. Общий бюджет проекта, по первоначальным оценкам, может составить 3,94 млрд. грн. Сейчас же на предприятии завершили первый этап горно-капитальных работ по этому проекту.

Как государство вставляет палки в колеса

Впрочем, существуют другие факторы, которые влияют на себестоимость и малозависят от рударей. Речь идет о фискальной и тарифной нагрузке на отечественный ГМК со стороны государства. «При сегодняшних мировых ценах на железную руду любое повышение ж/д ставок или рентных платежей приведет нас к убыткам», – сетует К.Федин.

Как известно, с апреля прошлого года правительство неоднократно повышало ренту на добычу железорудного сырья, и в итоге рост составил более чем в 18 раз в гривне на тонну добываемой руды. «По сегодняшней формуле украинские ГОКи имеют самую высокую рентную ставку среди всех наших конкурентов: в 5 раз выше, чем в РФ, и в 3 раза выше, чем в Казахстане. До 1 апреля 2014 года она составляла чуть больше 3,64 грн. за тонну, а сейчас – около $3,1/т», – утверждает Н.Ищенко.

Такая же ситуация и с тарифами на услуги естественных монополий. Ставки на железнодорожные грузоперевозки, цены на газ и электроэнергию регулируются государством и поднимались несколько раз за последние полтора-два года. Причем, в Мининфраструктуры и «Укрзализныце» продолжаются вестись разговоры о дальнейшем повышении тарифов.

В то же время проблема возмещения НДС стала постепенно решаться. Так, по данным гендиректора «Метинвеста» Юрия Рыженкова, на начало сентября задолженность государства перед группой снизилась до 2,7 млрд. грн., тогда как в мае этот показатель составлял 3,4 млрд. грн. «Но этого недостаточно. Необходимо выйти на ритмичную работу по возврату налога по всем предприятиям, которые работают по украинским законам и платят налоги в украинский бюджет», – констатировал он, напомнив, что ГОКи компании также переплатили более 2 млрд. грн. налога на прибыль.

Кстати, на ЮГОКе ситуация еще хуже. По словам К.Федина, комбинат полностью отключен от автоматического возмещения НДС, а задолженность по возврату налога доросла до 321 млн. грн., что для чистого экспортера руды является критическим фактором. В целом, рудари (да и металлурги тоже) ждут от правительства сбалансированного подхода в фискальной и тарифной политике при составлении Бюджета-2016, поскольку при сегодняшней рентабельности предприятий ГМК любые проблемы с возмещением НДС или повышение тарифов приведет к остановке заводов и комбинатов.

***

Что касается среднесрочных перспектив украинского и мирового ГМК, то никто из игроков и экспертов не берется сказать, прошел рынок дно или нет, а также в какой момент начнется поиск нового дна. Ведь, проблемы с остановкой китайской экономики, ведущего металлургического рынка мира, только начинаются.

По наиболее смелым оценкам, в этом и следующем году на рынке сохранятся сложнейшие условия и жесточайшая конкуренция, которые вынудят неэффективных производителей закрыть свои мощности. И только с 2017 года большинство экспертов ожидают начало восстановления. «Но что это будет за восстановление, с какой скоростью, куда мы упадем до этого, никто сказать не может», – констатировал Ю.Рыженков.