Западная капитуляция: «Северсталь» бежит от санкций в Россию

Share

Похоже, российским металлургическим компаниям придется на продолжительное время распрощаться с амбициями стать глобальными игроками на рынке стали. Вот и «Северсталь» в этом году избавилась от почти всех зарубежных активов, сконцентрировавшись на своих российских предприятиях.

Чемодан без ручки

На этой неделе «Северсталь» объявила о долгожданной продаже украинского предприятия «Днепрометиз». О своем желании избавиться от этого актива российская компания уведомила еще в конце февраля, но найти покупателя смогла только осенью. Сумма сделки, равно как и имя покупателя, не раскрывается. Известно только, что им стала «частная немецкая компания», а сама транзакция не должна превысить десятков миллионов долларов.

Вообще, изначально, «Днепрометиз» для «Северстали» был как чемодан без ручки, то есть покупка вызывала вопросы. Да и сами россияне мотивировали продажу завода тем, что он операционно не связан с предприятиями холдинга. Отчасти это так, ведь катанку для производства метизов завод закупал у украинских АМКР и «Метинвеста», а произведенную продукцию реализовывал опять-таки на внутреннем рынке (занимает 30%), экспортируя в РФ только фибру. К тому же у «Северстали» в России есть три торговые площадки, посему лишняя конкуренция им просто не нужна. Впрочем, не стоит списывать со счетов и напряженность в отношениях официального Киева и Москвы.

Стоит также отметить, что «Днепрометиз» был хронически убыточен, постоянно сидя в «минусах». Так, в 2012 году его убыток составил 6,4 млн. грн. при выручке 636,5 млн. грн. А за 2013 год этот показатель возрос в 2,1 раза, до 13,4 млн. грн. при сокращении дохода на 9%, до 579,7 млн. грн. Финрезультаты за 2014 год наверняка будут хуже, ведь украинский рынок стали ужался на 40%.

Назад в Россию

Вообще 2014 год ознаменовался для «Северстали» уходом с зарубежных рынков. Так, летом российская компания продала два американских предприятия Dearborn и Columbus за $2,4 млрд. С одной стороны эта сделка помогла ей снизить чистый долг до $775 млн. с $3,1 млрд., а долговую нагрузку (отношение чистого долга к EBITDA) до 0,4x с 2x. Но с другой – не уберегло от девятимесячного убытка в размере $807 млн., который в основном связан с курсовыми разницами ($593 млн.) и с обесценением активов – $1,1 млрд.

Тем не менее, очевидно, что холдингу Мордашова было важно сократить уровень долга, ведь российские компании в условиях санкций со стороны США и ЕС не имеют никакого доступа к рефинансированию как в западных банках, так и российских. Наверняка перед глазами «северсталевцев» стоит пример «Мечела», который балансирует на грани банкротства, не обслуживая свою гигантскую кредиторскую задолженность в размере $7 млрд. Даже тот же Evraz, продавая на бирже часть акцией своей американской дочки, также решил досрочно погасить евробонды-2015.

Кстати, кроме американских заводов, угольного актива PBS Coals и «Днепрометиза» «Северсталь», судя по всему, лишится и второй по величине итальянской меткомпании Lucchini, 49,2% акций которой все еще ей номинально принадлежат (оставшаяся часть у самого Мордашова). Напомним, что на предприятия группы власти Италии уже давно ввели временную администрацию, которая нашла покупателя на активы – алжирский конгломерат Cevital.

Российская ставка не сыграла

После такой грандиозной распродажи в составе «Северстали» остается минимум зарубежных активов: итальянский завод Redaelli, выпускающий стальные канаты, и несколько трейдерских компаний (Северстальлат, Северстальбел, Северсталь-Украина). Таким образом, можно констатировать, что за какой-то год российский горно-металлургический гигант лишился международного статуса и вернулся к роли регионального производителя стали с центром в Череповце.

Впрочем, и ставка Мордашова на российский рынок выглядит сомнительной. Да, в «Северстали» говорят, что намерены концентрироваться на продажах продукции с высокой добавленной стоимостью. Тут вопросов нет – компания пока что комфортно себя чувствует на своих традиционных рынках сбыта х/к и покрытого металлопроката. А вот что касается трубного сегмента, то в связи с отменой строительства «Южного потока» можно остаться у «разбитого корыта», ведь альтернативные проекты (типа «Сила Сибири» или газопровод в Турцию) выглядят некими фантомами.

Да и вообще прогнозы по спросу на стальном рынке РФ негативные. Так, ассоциация Worldsteel ожидает, что в 2014 году российское потребление металлопродукции сократится на 0,5%, до 43,2 млн. т, на фоне слабых инвестиций в инфраструктуру, а также в условиях международных санкций. Отметим, что данный прогноз был озвучен еще до отмены «Южного потока», а также стремительной девальвации рубля в ноябре.