Сырьевая лихорадка: зачем Митталу украинская железная руда

Share

Железорудный бизнес в Украине всегда был для ArcelorMittal не то чтобы непрофильным, но уж точно не первостепенным. Приоритет отдавался, главным образом, сталелитейному и прокатному переделу, что выглядит естественно. Ведь, «Криворожсталь» изначально создавалась как вертикально-интегрированная компания, где сырьевые предприятия играют роль вспомогательных.

Впрочем, в начале 2010-х крупнейшая в мире меткомпания решила заняться расширением железорудных мощностей. Видимо, на фоне чрезвычайно позитивной конъюнктуры глобального рынка, когда цены на сырье били всевозможные максимумы (около $150 за тонну). В итоге в 2013 году на Новокриворожском ГОКе было произведено 10,2 млн. т железной руды, что является наиболее высоким показателем за последние 30 лет.

Движение вниз

Но с тех пор ситуация на сырьевом рынке резко изменилась. Из-за обвала цен, торговля рудой стала приносить ArcelorMittal уже не прибыли, а убытки. В частности, по итогам 3 квартала холдинг хоть и показал чистую прибыль в размере $22 млн. (которая, кстати, оказалась выше, ожиданий), на его финпоказатели негативно повлияло снижение железорудного сырья, которое в течение года подешевело на 42% и сейчас колеблется в районе $75 за тонну. Отдельно отметим, что выручка горнорудного дивизиона компании в июле-сентябре сократилась на 8%, до $1,272 млрд., а операционная прибыль – более чем в 2 раза, до $138 млрд., по сравнению с апрелем-июнем.

Вообще, изначально ArcelorMittal оглашал планы по увеличению общей добычи железной руды до 100 млн. т. Для этого делалась ставка на расширение мощностей активов в Канаде – ArcelorMittal Mines Canada, Mary River, Baffinland, а также в Африке, главным образом, в Либерии. Кстати, компания, даже несмотря на падение сырьевых цен, сохраняет интерес к либерийским рудникам Yekepa и Buchanan, прикупив граничащий с ними железорудный проект Mount Nimba в соседней Гвинее. Но осенью сего года ArcelorMittal столкнулась с традиционными африканскими трудностями – в связи с распространением лихорадки Эбола в регионе пришлось приостановить работы по расширению мощностей либерийского предприятия с 5 до 15 млн. т.

Территории для роста

Что касается Украины, то стратегия АМКР предусматривает увеличение выпуска железорудного концентрата до 15 млн. т в год. Правда, тут и есть риски. НГОКу банально не хватает территории для развития: общая площадь занимает свыше 4 тыс. га, под карьерами находится 650 га, под внешними отвалами пустых пород – свыше 1,1 тыс. га, хвостохранилище – 860 га. Получить же новые участки довольно проблематично, поскольку Криворожье и так «перенаселено» различными обогатительными комбинатами, которые просто так территорию не отдадут (например, самый близкий сосед ЮГОК).

«Мы сейчас ведем работу по приобретению дополнительных участков, но это не может продолжаться бесконечно. Сейчас мы разрабатываем стратегию развития ГОКа, включая и разработку запасов окисленных руд. Нам в срочном порядке нужно искать новые технологии. Мы должны строить наш бизнес, ориентируясь на прибыль, на себестоимость продукции, а также на улучшение ее качества», – сказал в интервью газете «Металлург» глава горнорудных предприятий стран СНГ компании ArcelorMittal Владимир Приймаченко.

Впереди только Rio и BHP

Вообще, ставка ArcelorMittal на украинскую руду выглядит оправданной. Сейчас, когда на рынке избыток руды и цены падают, на первый план выходит себестоимость добычи сырья. А у АМКР этот показатель один из самых низкий в отрасли – максимум $35 за тонну. Напомним, что лидерами являются мировые гиганты Rio Tinto ($20,40 за тонну) и BHP Billiton ($25 за тонну), у Vale и Fortescue – около $30 за тонну.

Около 80% концентрата поступает на аглодоменное производство внутри АМКР, а остальное идет на европейские предприятия ArcelorMittal в Чехию, Румынию и Польшу. При этом и содержание железа в руде достаточно высоко – 65%, тогда как стандартный уровень при поставках в Китай из Австралии – 62%, а в бразильском сырье будет повыше – под 70%.

В среднесрочной перспективе конъюнктура глобального железорудного рынка будет оставаться сложной. Профицит предложения руды не только сохранится, но и увеличится, что приведет к вытеснению игроков с высокой себестоимостью добычи. По прогнозу Goldman Sachs, в 2015 году избыток более чем утроится и составит 163 млн. т, в 2016 году – до 245 млн. т, в 2017 году – до 295 млн. т, в 2018 году – до 334 млн. т. В отношении АМКР ему уход с рынка явно не грозит, но и маневр для развития и роста ограничен не только занятыми территориями Криворожья, но и трудно прогнозируемой военно-политической ситуацией в Украине.