Басманный райсуд удовлетворил ходатайство следователя Главного следственного управления (ГСУ) СКР Руслана Миниахметова о продлении срока ареста гендиректора ИСД Олега Мкртчана до 12 месяцев
В ходе заседания представитель СКР сообщил, что следствие по делу завершено, а вина фигуранта подтверждается оперативными материалами, показаниями свидетелей и т. п. Сейчас обвиняемый вместе со своей защитой знакомится с материалами дела, которые насчитывают 79 томов.
Защита Мкртчана добивалась его перевода из СИЗО под домашний арест, но ей было отказано под предлогом того, что в этом случае обвиняемый может скрыться от следствия и суда. Адвокат Владимир Аверин заявил, что уголовное дело было построено на рапорте сотрудников управления «К» ФСБ, что само по себе не дает оснований для ареста. При этом следователь, по словам Аверина, не привел доказательств того, что Мкртчан, оказавшись под домашним арестом, сможет как-либо препятствовать правосудию, в том числе угрожать свидетелям или пытаться скрыться. Кроме того, адвокат Аверин поставил под сомнение и само утверждение следствия, что его подзащитный имел отношение к получению и хищению кредита ВЭБа. «Заключением кредитного договора с кипрской компанией Margit Holding Ltd занимался «Внешэкономбанк», а не господин Мкртчан», – заявил в суде адвокат.
Мкртчану предъявили обвинение в хищении 85 млрд руб. при реализации контракта с ВЭБом.
Однако в окружении предпринимателя эти события описывают иначе. По словам собеседника, в 2011 году «Внешэкономбанк» одобрил выдачу кредита своей кипрской компании Margit Holding Ltd, зарегистрированной на проспекте Академика Сахарова в Москве, на 85 млрд руб. Затем Margit Holding Ltd с 2011 по 2016 год разными траншами перевела эти деньги на развитие Алчевского металлургического комбината под залог акций комбината. Частично на эти деньги на территории комбината была построена собственная электростанция, приобретено новое оборудование, а также модернизировано старое. При этом собеседник отметил, что Мкртчан, будучи гендиректором ИСД, владел 25% минус 1 акцией союза, а ВЭБ — остальными акциями. До 2014 года Мкртчан от лица комбината заплатил банку $40 млн в качестве процентов по кредиту. Осуществлять же платежи в 2014–2016 годах стало невозможно из-за военных действий на территории террористической «ЛНР». В результате в 2016 году Margit Holding Ltd переуступила право требования долга НКО «Фонд промышленных активов» (также стопроцентная «дочка» ВЭБа), занимающейся проблемными промышленными активами.
По данным источников, в ходе следствия были допрошены, в том числе во время очных ставок с Мкртчаном, представители ВЭБа, которые отрицали факт хищения денежных средств и отказались считать себя потерпевшей стороной. С ними солидарен и адвокат Владимир Аверин. Он утверждает, что ВЭБ, Margit Holding Ltd и металлургический комбинат заключили в 2016 году дополнительное соглашение по кредитному договору, который истекает в 2020 году, и поэтому до этого времени о хищении каких-либо денежных средств речи не может быть.
И хотя ВЭБом исковых требований к обвиняемому заявлено не было, СКР через Басманный райсуд для погашения ущерба арестовал ООО «Ревякинский металлургический комбинат» (Тульская область) и «Ставсталь» (Невинномысск, Ставропольский край). Однако, утверждают в окружении обвиняемого, в Мосгорсуде выяснилось, что эти активы уже не принадлежат Мкртчану, предполагается, что обременения с них снимут в феврале будущего года. Кроме того, по данным российских СМИ, в качестве вещдоков у Мкртчана были изъяты два сотовых телефона, разговоры по которым прослушивались ФСБ. В ВЭБе от комментариев воздержались.