Размер поборов со стороны членов Комиссии по распределению квот на экспорт металлолома до мая 2015 года достигал 10 евро за тонну от выделенной квоты, сообщил Денис Гутенко, директор департамента регулирования ВЭД.
«Одна из наших первоочередных задач была устранить коррупцию и сделать прозрачным экспорт металлолома. В течение всей истории существования скрытого квотирования экспорта металлолома сложилась практика поборов со стороны членов Комиссии, размер поборов достигал 10 евро за тонну от выделенной квоты», – сказал он в ходе закрытого для СМИ заседания Совета по продвижению экспорта продукции ГМК при МЭРТе.
По его словам, круг неких чиновников в Минпромполитики получал коррупционную выгоду, а определенные экспортеры получали максимальные объемы квот.
Д.Гутенко также заметил, что при этом цена на лом на внутреннем рынке была значительно ниже рыночной. Кроме того, субъект, которому выдавалась карточка на экспорт сырья, получал сверхприбыли.
«МЭРТ принял однозначное решение отменить это скрытое квотирование при регистрации контрактов. Но, учитывая сложность ситуации в металлургии и значительную ее долю в экономике страны, было принято решение идти компромиссным путем: на переходной период в год оставить регистрацию контрактов ВЭД, но при этом увеличить общий объем выдаваемых квот на экспорт металлолома с дальнейшей отменой регистрации в 2016 году», – сообщил он.
«Простыми словами мы полностью стали на сторону металлургов, – подчеркнул директор департамента. – Мы приняли решение не распределять квоты, а удовлетворять все поданные заявки и выдавать карточки сроком на 2 месяца».
В то же время, по его словам, когда МЭРТ решило действовать подобным образом с мая 2015 года, на департамент ВЭД началось давление с целью полностью заблокировать экспорт лома.
Д.Гутенко также уточнил, что дата последней регистрации экспортных контрактов на лом – 15 августа со сроком действия 2 месяца, а в целом за 2015 год вывоз металлолома «вписался» в прогнозный показатель 1,250 млн. т.
При этом с середины августа 2015 года до середины марта 2016 года министерство вообще не регистрировало карточки на экспорт металлолома, сообщил директор департамента.
«Все вышеуказанные действия я ничем кроме поддержки металлургов назвать не могу», – подчеркнул Д.Гутенко, добавив, что в этой ситуации МЭРТ действовал «на грани фола» в рамках обязательств перед ВТО.