Соглашение между некоторыми из стран-производителей нефти ОПЕК и Россией о заморозке добычи, возможно, не имеет смысла, поскольку Саудовская Аравия – единственная страна, имеющая возможность увеличить производство
Об этом заявил в среду один из членов руководства Международного энергетического агентства (МЭА).
Фьючерсы на нефть Brent подорожали более чем на 50 процентов с установленного в начале этого года 12-летнего минимума вблизи $27 за баррель, после того как Россия и входящие в ОПЕК Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла в прошлом месяце договорились о заморозке добычи нефти на уровне января.
Катар пригласил всех 13 членов ОПЕК и ведущие нефтедобывающие страны, не входящие в картель, принять участие во встрече в Дохе 17 апреля, чтобы обсудить возможность заморозки нефтедобычи.
«Среди групп стран (участвующих во встрече), о которых нам известно, только Саудовская Аравия имеет возможность увеличить производство», – сказал Нил Эткинсон, глава департамента нефтяной промышленности и рынков МЭА.
«Поэтому заморозка добычи, пожалуй, довольно бессмысленна. Это, скорее, своего рода жест, который, вероятно, направлен на то… чтобы укрепить уверенность в будущей стабильности нефтяных цен», – добавил он.
Ливия, так же как и Иран, отнеслась с некоторым пренебрежением к инициативе о замораживании добычи, а отсутствие на апрельской встрече двух государств ОПЕК, оба из которых имеют достаточно возможностей для увеличения производства, ограничит положительный эффект от договоренностей, которые могут быть достигнуты в ходе переговоров.
Повышение добычи нефти Ираном на 300.000 баррелей в сутки в первый квартал после снятия международных санкций совпало с ожиданиями МЭА, сказал Эткинсон, добавив, что к концу третьего квартала Тегеран может увеличить производство на те же 300.000 баррелей в сутки.
«Нельзя сказать, что Иран наводняет рынок еще большим объемом нефти. Все происходит, как кажется, гораздо размереннее», – сказал он.
По словам Эткинсона, Ирану потребуется некоторое время, чтобы вернуть добычу на досанкционный уровень и восстановить свою долю на нефтяном рынке Европы, где в настоящий момент доминируют Саудовская Аравия, Россия и Ирак.
Согласно прогнозу МЭА, разрыв между спросом и предложением на нефть уменьшится позднее в этом году, что создаст условия для восстановления цен на черное золото к 2017 году.