Вторичный рынок земли необходимо выжечь каленым

Share

В начале лета харьковские областные и городские власти приняли ряд политических и экономических решений, которые привлекли всеобщее внимание к региону. Прокомментировать наиболее резонансные из них «Эі» попросили мэра Харькова, представителя Партии регионов Михаила Добкина. Он, в частности, считает, что новый губернатор не обязательно должен представлять Партию регионов.


 


— Михаил Маркович, после решения областного совета о выражении недоверия губернатору Харьковской области Арсену Авакову он обратился в суд с требованием признать результаты тайного голосования недействительными. Поскольку, по его словам,  депутаты от фракции Партии регионов голосовали в отдельном помещении под «присмотром» партийных лидеров. Если суд признает требования Авакова справедливыми, можно ли ожидать повторения истории с отставкой?


 


— Позиция Арсена Авакова, которого я уважаю как политического соперника, хотя и выступаю за его отставку как губернатора, вызывает у меня удивление. Действительно, депутаты Харьковского областного совета собрались в малом зале для того, чтобы провести заседание фракции, на котором я присутствовал в качестве гостя. Согласно действующему законодательству, в случае проведения тайного голосования эту самую «тайность» обязано обеспечить руководство облсовета. А каким образом человек будет голосовать — тайно или открыто — его личное дело. Важно также понимать, что существует такое явление, как партийная дисциплина. И я не вижу ничего предосудительного в том, что происходило в стенах областного совета: депутаты теперь избираются по пропорциональной системе и представляют определенные политические силы. Думаю, ситуация будет адекватно воспринята центральными органами власти, Президент подпишет соответствующий указ, и губернатором Харьковской области станет человек, который будет способен работать на благо региона, а не обслуживать политические интересы той или иной партии.


 


— Кого Партия регионов планирует выдвинуть на  место председателя областной госадминистрации?


— Кандидатуру от партии назвать не могу, у меня нет соответствующих полномочий. Да я и не заявлял, что главой области обязательно должен быть член Партии регионов. Такой вариант был бы логичен, коль мы здесь победили. Но считаю, что возможен компромисс.


 


— Еще одним политическим решением, которое привлекло внимание общественности, стало отклонение горсоветом протеста прокурора на придание русскому языку в Харькове статуса регионального. Теперь, надо полагать, Вы готовитесь к суду?


— Местное самоуправление на то и местное самоуправление, чтобы в рамках Конституции и законов Украины определять, в каком направлении нам развиваться. На мой взгляд, решение города относительно статуса русского языка полностью в рамках нашей компетенции. Ведь мы сегодня говорим исключительно о возможности харьковчан общаться с местной властью на том языке, который им удобен: украинском либо русском. Такую возможность дала нам Европейская хартия региональных языков, ратифицированная парламентом и ставшая частью национального законодательства.


 


— Но ряд политиков сейчас заявляют, что украинский перевод Хартии не соответствует оригиналу…


— А какое мы имеем к этому отношение, если на переводе стоит официальная печать и подпись чиновника?


 


— Давайте перейдем к вопросам экономического характера. Пожалуй, наиболее неприятным  для местного бизнеса стало скандальное решение горсовета об отмене и приостановлении ряда разрешений на строительство, выданных депутатами предыдущего созыва. Что Вы думаете по поводу обвинений в Ваш адрес о переделе рынка земли в городе?


— Когда хоть на одном участке, где мы запретили строительство, появится другой застройщик, тогда вы мне скажете, что это передел. На данный момент очень многим представителям бизнеса не нравится, что власть в городе разбивает конгломерат определенных строительных компаний, коммерческих структур, которые были очень плотно привязаны к прежнему руководству города. Те же застройщики, которые не входили в данный список, наоборот, испытывают чувство глубокого удовлетворения. Потому что могут стать полноценными участниками строительного рынка в Харькове. Я разговаривал с руководством ряда компаний, которые входят  в Украинскую строительную ассоциацию. Они считают, что рынок был абсолютно непрозрачным, не было никаких критериев, следуя которым, одному дают землю, а другому не дают. Например, некоторые компании могли прийти в этот кабинет с просьбой выделить участок на определенном месте. Им отвечали: будем рассматривать. Через неделю просителю отказывали, а участок в итоге получала другая фирма, из тех, что сейчас сильно сопротивляются нашим действиям.


 


— Однако некоторые юристы отмечают, что нет такого понятия, как «приостановление» землепользования,  поэтому принятое на сессии решение является незаконным.


— Не могу комментировать заявления всех юристов. Наши проекты решений были завизированы юристами горсовета, которым я полностью доверяю. Все было тщательно изучено и приведено в соответствие с действующим законодательством. Вы же не сомневаетесь, что мы понимали, какой резонанс вызовет решение горсовета? Мы были морально готовы к судебным процессам задолго до его принятия.


 


— И как, по-Вашему, будет развиваться ситуация, если город проиграет суды застройщикам?


— Город суды не проиграет. Сегодня с нами судится, используя все возможные ухищрения, одна компания. Здесь, на мой взгляд, особо показательный случай. Они получили участок, вокруг которого уже стоит пять домов: три стандартных девятиэтажки, шестнадцатиэтажка и еще один длинный девятиэтажный дом. Между ними — сад, я это хорошо знаю, потому что в детстве жил в соседнем дворе. Так они вырубили сад, вырыли котлован, почти под самый дом поставили забор и забивают сваи. Мы начали разбираться и выяснили следующее. Изначально, на первой сессии компания получила разрешение под строительство и проектировку десятиэтажного дома. Перед второй сессией они попросили внести некоторые изменения в проект и вместо десятиэтажного дома разрешить строительство трех корпусов пятнадцатиэтажного дома на той же площадке. А когда подали документы для согласования всем службам, то на плане вместо пяти существующих домов было показано два. Три дома вообще пропали! Им все согласовали, хотя чиновники не имели права ставить подписи, не выезжая на место. Теперь все эти факты будут предъявлены суду, точно так же, как и по другим объектам.


 


— Какова вероятность компромисса между городом и застройщиками?


— Если застройщики и жители города начнут слышать друг друга, городская власть сделает все, чтобы конфликт был исчерпан. Чтобы ни у кого не было желания предъявлять городу иски с требованием компенсировать потери. В то же время мы будем отменять все, что не соответствует действующему законодательству. Так, сегодня компания «Авантаж» готова вести переговоры по всем конфликтным площадкам, я не исключаю, что по одним из них мы найдем компромисс, по другим  будут судебные разбирательства. Это нормальный диалог. Компромисс — не улица с односторонним движением, а улица с движением навстречу друг другу. Там, где действительно есть сложности, сделаем все, чтобы их урегулировать. Там же, где есть желание сохранить полученное не совсем законным путем, даже не будем рассматривать возможность компромисса.


 


— Каким образом Вы планируете избежать подобных ситуаций в будущем?


— В кратчайшие сроки доработаем и опубликуем общие правила застройки города, заказанные еще прежними городскими властями у компании «Инюрполис». Правила в целом уже разработаны, но их создавали под видение Владимира Шумилкина (бывший мэр Харькова.— Авт.), а у меня другие критерии. Кроме того, мы вводим третью разрешительную сессию для строительных объектов.


 


— Первая сессия дает разрешение на проектные работы, вторая — на строительство, а для чего третья?


— Для того чтобы принимать объект. Допустим, вы пришли и убедили городскую власть выдать вам гектар земли, разрешить проектирование и потом строить на этом месте супермаркет. Вы приходите через два года к нам, чтобы мы приняли у вас объект. Специальная комиссия, которая будет готовить документы на сессию, должна выехать на место и определить соответствие построенного объекта тому, который обозначен в проекте. Если построено все, что планировалось, никто никому ничего не перепродал, не схитрил, не поменял назначение участка, мы отдаем его в долгосрочную аренду с правом выкупа. Но если мы приезжаем к вам, а на гектаре земли построено нечто другое, то аренды не будет.


 


— Но Вы же понимаете, что это ударит по вторичному рынку земли?


— Конечно. Вторичный рынок продажи земли необходимо выжечь каленым железом. Сегодня мне на подпись приходит масса заявлений: прошу вас передать участок, от которого мы отказываемся в пользу такой-то коммерческой структуры. Формально они имеют на это полное право. На практике же получается следующее. Сегодня сотка, допустим, стоит $1000. Год-два прошло — уже $3000. Какой бизнес за год-два даст 150-200% роста капитала? Я другого такого официального бизнеса не знаю. У нас масса пустующих участков, в том числе в центре города, по которым давно заключены договора аренды на 20-30 лет. И мы никак не можем заставить предпринимателей начать строительство. Теперь же земельные участки будут даваться в аренду только на время строительства, а отводиться земля будет уже под готовые объекты.


 


— Вы также заявляли о том, что сделаете Генеральный план города открытым документом. Для чего?


— Генеральный план перестанет быть документом для служебного пользования. Я думаю, что харьковчане должны знать, как будет развиваться город. Мы хотим показывать, где, когда, какие земельные участки будут выставляться на открытый аукцион за право вести строительство. И самое главное, Генплан надо соблюдать. Иначе мы столкнемся с неприятными ситуациями. Такой опыт имеется. Например, случай со строительством депо для метрополитена на Алексеевке (один из спальных районов Харькова.— Ред.). С 1992 года было известно, где должны пролегать рельсы, по которым поезда пойдут с Алексеевской ветки в депо. Тем не менее два года назад прежний мэр предоставил ряд земельных участков для застройки прямо на месте передвижения поездов и будущего строительства метрополитена. Сегодня там уже есть объекты, имеющие статус частной собственности, и проблем с ними нам не избежать. Мы вынуждены будем договариваться и выкупать собственность у бизнеса. Поэтому никакой тайны от харьковчан, от предпринимателей, желающих работать в сфере строительства, мы делать не станем.


 


Персона


Михаил Добкин родился 26 января 1970 г. в г. Харькове. С 1988-го по 1990 г. проходил срочную службу в Советской Армии. С 1997-го по 2002 г. учился в Национальном университете внутренних дел. Специальность: правоведение, квалификация — юрист.


В 2004 г. поступил в Харьковский Национальный экономический университет. 1998-2000 гг. — директор частного предприятия «Инвестторгцентр»; с 2001 г. — директор Общества с ограниченной ответственностью «Ист Ойл Групп». 2002-2006 гг. — народный депутат Украины по одномандатному избирательному округу № 174, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. Член Партии регионов. В марте 2006 г. избран городским головой Харькова. Женат, двое детей.


 


Андрей Стрельцов


Экономические известия