Мауро Лонгобардо возглавил АрселорМиттал Кривой Рог в крайне непростое время – после года спада в промышленности и в разгар пандемии коронавируса, которая ударила по всем отраслям экономики. Предлагаем вашему вниманию первое большое интервью-знакомство с Мауро Лонгобардо, а также его приоритеты в работе и жизни.
– Г-н Лонгобардо, поделитесь, пожалуйста, своим видением развития компании. Что изменится в первую очередь?
– На самом деле мы планируем две стратегии. Одна – краткосрочная, другая, конечно, долгосрочная. Относительно краткосрочной стратегии, я думаю, нам необходимо будет решить все вопросы, которые в прошлом оставались без ответа. В первую очередь, это касается программы устойчивого развития, которая объединяет в себе улучшение состояния окружающей среды, повышение уровня охраны труда и усиление нашего участия в социальной сфере жизни местных сообществ.
Если же говорить о долгосрочной стратегии, то здесь все просто: мы должны быть лучшей компанией в Европе в своей отрасли. Да, это – наша цель. И я думаю, что нам следует постепенно идти к ней, ведь у нас есть потенциал. Даже с географической точки зрения мы расположены в благоприятном месте для того, чтобы стать одной из лучших компаний в Европе.
– Давайте поговорим о модернизации. Какие инвестиционные проекты являются ключевыми для компании на этот год, и, конечно, в будущем?
– У нас есть общий план по инвестициям. Уже сейчас можно сказать, что мы, вероятно, потратим около 1,5 млрд долларов на инвестиции в течение ближайших пяти лет. Эти средства имеют разное назначение. Прежде всего, есть инвестиции, направленные на улучшение состояния окружающей среды. В это мы вложим 700 млн долларов, что предусматривает реализацию специальных инвестпроектов. Например, строительство новой фабрики окомкования, которое мы планировали начать уже в этом году. На то, чтобы полностью построить фабрику, понадобится приблизительно два года.
Мы будем модернизировать доменную печь № 9 и агломерационную фабрику № 2, то есть завершим работу, которая была начата еще несколько лет назад. Также мы улучшим газоотводную систему в конвертерном цехе.
Разумеется, у нас есть и другие инвестиции, назовем их долгосрочными – направленными в будущее. Мы будем пытаться улучшить ситуацию в горном департаменте предприятия, потому что является ключевым в нашем деле. Там мы построим хвостохранилища (в частности, «Третью карту»), которых нам хватит по крайней мере еще на двадцать лет. Дополнительно в горной отрасли мы пытаемся улучшить качество нашей продукции. Имеем планы и относительно получения содержимого железа на уровне 68% в железной руде, и это увеличит нашу продуктивность.
Последняя часть инвестиционного плана связана с усовершенствованием технологии производства. Сейчас наша компания продает типичную продукцию, но у нас есть план относительно улучшения и расширения нашего портфеля. Это позволит предприятию стать более конкурентоспособным на разных рынках.
– Знаем, что в настоящий момент наша компания, и вы лично, фокусируетесь на охране труда и экологии. Расскажите, пожалуйста, об этом более детально.
– Что касается охраны труда, то нам, в первую очередь, нужно определить стратегию. В прошлом мы более фокусировались на производстве и не уделяли достаточно внимания определению стратегии в вопросах охраны труда. Но теперь мы это сделаем.
Параллельно нам необходимо задействовать все уровни руководства в вопросы производственной безопасности. Нужно сформировать мысль, что это не только работа, направленная на наших работников, это – работа и ответственность всех нас.
Также важно понимать, какие возможности мы предоставляем нашим сотрудникам в вопросах охраны труда. То есть если наблюдается опасное поведение или условия, мы должны предоставлять нашим работникам возможность сообщить об этом и остановить. И сделать это вовремя, чтобы не допустить несчастные случаи, в частности, смертельные, которые, к сожалению, происходили у нас в прошлом.
– А что насчет экологии?
– Экология – один из важнейших приоритетов. Когда я говорил, что наша долгосрочная стратегия – стать одной из лучших компаний в Европе, то имел в виду, что экология – основной фактор, который нам необходимо учитывать. Именно для этого у нас есть план по инвестициям. И нам нужно позаботиться о том, чтобы наши работники и жители Кривого Рога могли жить в здоровой среде.
– Г-н Лонгобардо, вы имеете большой опыт работы в разных компаниях, в частности, в тех, которые находятся на постсоветском пространстве. Поделитесь, пожалуйста, своим секретом успеха. И как решить проблемы, которые накапливались годами?
– Во-первых, хочу отметить, что результаты – всегда более красноречивы, чем просто слова. В целом, для того, чтобы решать проблемы, нужно просто работать. Как только мы достигнем результатов, вся система – внешняя, внутренняя – заметит это. И мы получим доверие среди населения. Таким образом будет намного проще мотивировать людей стремиться к большему.
Во-вторых, большое значение имеет правильное управление персоналом. Мой опыт работы в разных должностях говорит: если справедливо относиться к работникам, то проблем не возникает. И это касается всех стран, в которых я работал до этого момента.
Следовательно, если мы будем руководствоваться вышеупомянутыми принципами, а это, конечно, – основа, то все другие цели также будут достигнуты. Согласитесь, невозможно изменить компанию как отдельную личность, особенно учитывая ее размер. В этот процесс должна быть вовлечена вся команда. И единственный способ это сделать – мотивировать людей. А мотивация зависит от среды, в которой они работают, как мы с ними обходимся, и какой у нас уровень справедливости и прозрачности.
– Какая страна поразила вас больше всего? Имеется в виду, конечно, с точки зрения опыта руководства?
– Я работал в пяти странах мира. Все они разные. Несмотря на то, что ожидания людей, как я уже говорил, очень похожи, но относительно делового подхода – контекст вокруг предприятия отличается в зависимости от страны. Поэтому везде есть как позитивные, так и иногда негативные аспекты. Я не буду сейчас рассказывать обо всех. Однако весь опыт, что я получил за рубежом, имеет для меня ценное значение.
– Нравится ли вам Украина? Вы комфортно себя здесь чувствуете?
– Конечно. Поэтому я и вернулся. Как вы знаете, я работал здесь три года. И после двухгодичного перерыва снова вернулся сюда. Мне не хватало Украины.
– Замечательное решение. А что вам нравится в украинцах? Они отличаются от других?
– Да, я бы сказал, что есть определенная особенность, которую, по крайней мере, я заметил. И это – амбиция изменяться. Во многих странах, где я работал ранее, ситуация была более-менее стабильной, поэтому люди несколько неохотно воспринимают изменения. Но здесь – нет. Я заметил, что многие люди действительно стремятся изменяться. Они имеют амбиции и высокие ожидания, чтобы выйти на другой уровень. Это то, что мне особенно нравится в украинцах.
– По вашему мнению, сколько времени нам нужно, чтобы построить компанию европейского образца здесь, в Украине?
– Я думаю, если делать это правильно, то не так много времени.
– Хорошо, приоритеты развития компании – понятны. Но как вы собираетесь достигать всех этих целей? Особенно, учитывая падение цен на рынке стали и общую сложную ситуацию.
– Нам необходимо настроить работу внутри предприятия, потому что внешние приоритеты для заинтересованных сторон мы уже обсудили. В первую очередь, мы стремимся повысить нашу производительность, чтобы иметь возможность конкурировать на любом международном рынке.
Еще один аспект, к которому я стремлюсь, это создание местной среды, в которой наша конкурентоспособность будет защищена. Сегодня многие страны мира защищают себя от импорта. Наша компания, в действительности, экспортирует большую часть своей продукции. Поэтому нам нужно создать некие защитные механизмы также и в нашей стране, чтобы стать более конкурентоспособными, иметь свой взгляд на рынок, как и все другие.
– А какая в данный момент ситуация на международных рынках?
– Ситуация очень интересная, как вы понимаете. И была весьма динамичной и ранее. Есть наши традиционные рынки, связанные со странами Персидского залива, Среднего и Ближнего Востока, и рынки, которые ближе с точки зрения логистики. Однако страны, которые там находятся, несколько нестабильны, а потому все еще не всегда очень прибыльные для нас.
И мы ищем альтернативу. В этом году, в частности, рассматривали Саудовскую Аравию как потенциальную альтернативу ближайшим рынкам, планировали экспортировать туда около 1 млн тонн нашей продукции. Мы надеемся добиться успеха в этом, чтобы компенсировать потерянное.
– Расскажите, какие изменения и какая поддержка необходимы бизнесу со стороны украинского правительства, чтобы сохранять стабильность в деятельности и быть эффективным?
– Недавно появилось новое правительство. Ключевое направление – процесс реформ. А реформы – это всегда хорошо, в том смысле, что мы снова возвращаемся к обсуждению изменений. Единственное, что я бы посоветовал новому правительству, это предлагать комплексные решения. То есть не разовые отдельные изменения, во время которых не учитывается весь потенциальный эффект от них. Например, если налоги увеличатся (но мы надеемся, что нет), тогда должно быть также некое поощрение для отечественных производителей. Ведь если только притеснять отечественную промышленность в вопросе уплаты налогов, и не стимулировать, то ее конкурентоспособность снизится.
– А какие политические решения и реформы нам нужны, чтобы привлечь иностранных инвесторов в Украину?
– Здесь я дам очень быстрый ответ. В первую очередь, необходимо оказывать поддержку существующим инвесторам. Как только они ее получат, не думаю, что у Украины будут проблемы с привлечением новых инвесторов.
Иностранные инвесторы внимательно присматриваются к стране и к тому, как развивается правительство, какое здесь отношение к существующим инвесторам в ежедневной деятельности. Это очень важно для привлечения большего количества инвесторов в Украину.
– А какую проблему «АрселорМиттал Кривой Рог» ощущает в настоящее время? Относительно украинского законодательства, что нужно изменить, чтобы получить поддержку правительства?
– В данный момент мы пытаемся найти поддержку в пределах отечественного рынка. В мире есть много стран, как я уже говорил, которые внедряют защиту против импорта. Они пытаются защитить внутреннюю промышленность. Например, чтобы перезапустить производство, как это происходило в США, или развить новое. В нашем случае, если страна останется без защиты, то отечественная промышленность может понести ущерб. Ведь страны, которым запрещен импорт в другие, направят все свои усилия на незащищенные рынки. Это ситуация, в которой мы, конечно, не хотели бы очутиться.
– Вы упоминали устойчивое развитие компании. Это касается и корпоративной социальной ответственности. Какое ваше видение относительно социальных проектов с местными сообществами? Стоит ли их реализовывать?
– Я считаю, что да. Компании такого масштаба необходимо много взаимодействовать с сообществами. В нашем портфеле есть определенные социальные проекты, которые мы начали несколько лет назад, и в этом году хотели бы завершить. Также появились новые идеи. Например, строительство нового онкологического центра в Кривом Роге. Для этого мы недавно подписали письмо о намерениях с известной строительной компанией, которая работает в этой отрасли в Европе (Германия).
Кроме этого, мы будем пытаться воплощать в жизнь мероприятия не только для наших работников, но и для всех жителей Кривого Рога.
– Г-н Лонгобардо, мы хотели бы больше узнать о вас. Расскажите, пожалуйста, о своей жизни, семье, образовании, откуда вы приехали и прочее.
– Я родом из Италии (возможно, это все уже заметили из-за моего акцента), из города вблизи Милана. И именно в Милане я учился в университете по специальности инженер–материаловед. Начал работать в 2002 году. И с того времени остаюсь в металлургической промышленности.
– А где именно начинали работать?
– Начал работать в Италии, в компании, которая сейчас называется «Тенарис». Она расположена в 40 километрах к востоку от Милана. Основной вид продукции, который там производят, это бесшовные трубы для нефтегазовой промышленности.
– Расскажите о вашей семье.
– Моя жена также итальянка. Мы познакомились на работе. Как вы уже заметили, я провожу большую часть времени в офисе. Поэтому, вероятно, это было единственное место, где я мог встретить спутницу жизни. У меня двое детей, которые родились в Аргентине, когда я работал там. И за последние десять лет они путешествовали с нами по всему миру. Кажется, что им это нравится, но дальше время покажет.
– Следовательно, ваша семья также находилась здесь, в Украине.
– Да, мы жили в Киеве на протяжении двух лет. А затем, из-за того, что я присоединился к АрселорМиттал в другом регионе, мы переехали в Дубай. Они пока еще остались там, а в будущем посмотрим, когда они переедут.
– Замечательно. То есть они поддерживают вас и знают о ваших инициативах и вызовах.
– Конечно, поддерживают. Иначе меня бы здесь не было.
– Следующий вопрос: как вы проводите свободное время и имеете ли какое-то хобби?
– Хороший вопрос. Да, у меня есть хобби. Раньше я играл в баскетбол, когда был моложе. Да и до сих пор играю. Если у меня есть немного времени и надо выбрать вид активности, я предпочту баскетбол посещению фитнес–клуба. Также мне нравится восхождение в горы. Я занимался этим много лет, у меня есть интересный опыт. Конечно, теперь, очевидно, я должен снизить свои ожидания. Но это все еще одно из моих основных хобби.
– Какое место на земле вы можете назвать своим домом?
– Место, где находится моя семья.
– Следовательно, никаких преференций?
– Никаких преференций.
– Вы могли бы описать себя с помощью лишь пяти слов?
– Только пять слов? Или нужно больше? Думаю, что сложно найти пять слов, но могу сказать, что мне действительно нравятся вызовы, особенно крупные. У меня есть опыт, когда, прежде всего, благодаря поддержке моей семьи и команды, удавалось всегда достигать целей, которые я ставил перед собой. Что ж, будем двигаться вперед с этой, надеюсь, успешной историей.