Главный национализатор. Какие вызовы ждут Шлапака в Привате

Share

В ночь с воскресенья на понедельник правительство решило забрать себе крупнейший банк страны. Приватбанк, который до этого был примером развития именно частного банковского сектора, стал крупнейшим государственным банком. Руководить его работой в новых условиях будет Александр Шлапак, кандидатуру которого называют лучшей из всех возможных. Ему придется решить массу проблем, с которыми не справились (или не захотели справиться) предыдущие владельцы Приватбанка. Передав банк в руки государства, Игорь Коломойский оставил у себя некоторые рычаги, на которые он может надавить, если ситуация будет разворачиваться не в его пользу.

Новый кормчий Привата

Кандидатура Александра Шлапака, наверное, самая оптимальная в нынешней ситуации – он имеет обширные связи и опыт работы как в правительстве, так и в самом Приватбанке. В этот банк Шлапак пришел с руководящих должностей в комсомоле: сначала он был директором Львовского филиала банка, руководителем Западного главного управления, потом вырос до заместителя председателя совета банка.

В 1998 году Шлапак вместе с Сергеем Тигипко из Приватбанка перешел на работу в правительство – он возглавил его группу советников на посту вице-премьер-министра по вопросам экономики. В 2000-2001 годах Шлапак был заместителем министра экономики Украины, а с июля 2001 года по ноябрь 2002-го возглавил это министерство в правительстве Анатолия Кинаха. С января 2003-го по февраль 2005-го Шлапак занимал пост заместителя председателя Национального банка Украины при правительстве Виктора Януковича.

С октября 2005 года по август 2006-го Шлапак возглавлял Государственное казначейство Украины, после чего в ноябре 2006-го. президент Виктор Ющенко назначил его руководителем Главной службы социально-экономического развития Секретариата президента Украины. Шлапак успел поработать и с премьером Арсением Яценюком – с февраля по декабрь 2014 года возглавлял Министерство финансов. Как видим Шлапак не только имеет серьезный опыт работы в финансовом секторе, и непосредственно Приватбанке, но и является относительно политически нейтральной фигурой, равноудаленной от главных игроков.

Советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ считает назначение  Шлапака самым удачным выбором. "В данной ситуации – максимально удачное назначение: банкир с большим стажем работы, выходец из системы банка, знаком с топ-менеджментом, собственником, имеет опыт работы в министерстве финансов (этот опыт поможет в процессе выделения средств на рекапитализацию), НБУ (данный опыт пригодится для координации действий с регулятором)", – сказал он.

С ним солидарен и главный редактор журнала "Деньги" Александр Крамаренко: "Очень сильная кандидатура, сложно найти сильнее из тех, кто не возглавляет сейчас банки или собственные бизнесы. Справится ли? Его собственных компетенций достаточно. Важно, чтобы ему не мешали и чтобы была политическая воля у президента его поддержать. Не ниже, чем у президента. НБУ, к сожалению, некомпетентен и утратил авторитет как орган надзора", – сказал он.

Главное, чтобы все работало

Одна из двух самых главных задач, которая стоит перед новоназначенным руководителем Приватбанка – обеспечить стабильную работу всех сервисов банка, чтобы избежать паники среди вкладчиков и клентов. Как уже сообщала "ДС", IT-технологии Приватбанка "приписаны" к швейцарским компаниям и расположены в швейцарских же "облаках", и их стабильная работа зависит исключительно от доброй воли собственников этих компаний. Проблемы с платежами у "Привата" появились уже поздно вечером в воскресенье после объявления о национализации – клиенты стали жаловаться на стабильность работы системы "Приват24" и стабильность платежей юрлиц. В связи с этим было принято решение на один день приостановить корпоративные платежи.

Общеизвестно, что Приват – самый технологичный и "продвинутый" банк в стране по уровню сервиса, поэтому взятие под контроль новым собственником всех основных технологический процессов в Привате – задача не из легких. По состоянию на 9:35 утра, как уверял министр финансов Александр Данилюк, все банкоматы Приватбанка работали бесперебойно. В то же время глава Нацбанка Валерия Гонтарева не могла ответить на вопрос, как будет работать система электронных платежей "Приват 24" после национализации. Пока команда из представителей Нацбанка и Фонда гарантирования вкладов физических лиц численностью более 100 человек работают в Днепре, пытаясь разобраться, как работает эта программа. "Я не могу вам сказать о программе "Приват24", – сообщила Гонтарева. Хотя глава НБУ и заверила, что аналогичные "Приват24" программы в государственных банках работают даже лучше, чем "приватовские", возникает вопрос, почему они не столь популярны. "Сейчас команда НБУ и ФГВФЛ – это более 100 человек, находятся в Приватбанке в Днепре. Всю собственность на все программы, на все программное обеспечение, на все основные фонды этого банка мы будем определять, где они находятся", – пообещала Гонтарева.

Серьезные вызовы

Второй по значимости проблемой для нового руководителя Приватбанка станет удержание на своих местах персонала, особенно – среднего звена. Александр Шлапак должен будет сформировать новую команду топ-менеджмента, но проблемой будет удержать на своих местах более многочисленную команду среднего звена, на чьих плечах стоит работа с клиентурой. Ее заменить будет сложно, а вот разогнать можно довольно быстро. Пока экс-руководство Приватбанка уверено, что со средним звеном будет все в порядке. "В банке создана уникальная корпоративная культура. Всё это никуда не денется с нашим уходом", – заверил Дмитрий Дубилет. – "И я не верю, что государство отберет айпады у наших сотрудников в отделениях и вместо них вручит им счёты".

Еще одной проблемой для нового руководства Приватбанка и для нового владельца станет высокий уровень выдачи кредитов компаниям, родственным с предыдущими собственниками банка. Гонтарева сообщила сегодня, что более 97% из корпоративного портфеля Приватбанка в 150 млрд. гривен были выданы компаниям, связанным с его акционерами. Глава НБУ отметила, что предыдущий акционер Приватбанка обещал снизить уровень связанного кредитования, но не смог выполнить свое обещание. Теперь погашение кредитов структур Игоря Коломойского станет уже проблемой государственного Приватбанка. При этом следует отметить, что, по неофициальным данным, по многим из таких кредитов оценка залогов была завышена и государство, получив залоги, может увидеть, что они на самом деле стоят намного меньше, чем прописано в кредитных договорах. Плюс ко всему, некоторые кредиты выдавались без обеспечения залогом.

Банк ушел, но "рычаги" остались

Из всего вышеперечисленного следует, что передавая в руки государства свое детище, Коломойский оставил у себя несколько крепких "ниточек", за которые он может в случае необходимости "подергать". Даже если все IT-технологии перейдут под оперативное управление государственных менеджеров и будут исправно работать, то вопрос с возвратом кредитов компаниями Коломойского и адекватной стоимости залогов по таким кредитам может попортить еще много крови новым владельцам "Привата".

Сюда же следует добавить еще один очень важный козырь, который остался в рукаве у Коломойского – у него всегда были сильные позиции в украинских судах, и с помощью изматывающих, многоходовых и многолетних судебных споров он если не добивался выгодного для себя результата, то мог попортить много крови своим соперникам.