Танковый бой за Азию. Украина повоюет с Россией в Кашмире

Share

Речь идет о техническом обслуживании и модернизации танков, сообщило Министерство обороны Украины. Во вторник в Карачи, где проходит 9-я международная оборонная выставка IDEAS-2016, соответствующий Меморандум о сотрудничестве подписали генеральный директор государственной компании «Укрспецэкспорт» Павел Букин и председатель правления предприятия тяжелой промышленности Пакистана Heavy Industries Taxila генерал-лейтенант Ваджит Саид Хусейн. На церемонии подписания присутствовали также министр обороны Украины Степан Полторак и первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский.

Что это может быть

Украинское оборонное ведомство не разглашает детали меморандума, поэтому о какой модернизации будет идти речь, пока не известно. Военный эксперт Михаил Жирохов напомнил, что еще в 1996 г. Украина заключила с Пакистаном контракт стоимостью $650 млн на поставку 320 танков Т-80УД. Естественно, что по прошествии почти 20 лет техника требует капитального ремонта и модернизации. Эксперт пояснил, что Украина серьезно готовилась к этому соглашению и это — серьезный прорыв для отечественной оборонной промышленности: на этот проект претендовали Россия и Китай, а Пакистан в течение трех-четырех лет выбирал, кому отдать предпочтение. Поставленный в Пакистан танк Т-80УД — это наследие СССР, а у Украины нет монопольного права проводить обслуживание этих машин. «Если бы речь шла о самолетах «Антонова», то тогда вопросов нет — только мы могли бы обслуживать, ремонтировать и выдавать сертификат», — отметил военный эксперт.

По словам Михаила Жирохова, Украина предлагала Пакистану несколько вариантов модернизации танка за небольшие или средние деньги. «Но, судя по тому, что сумма контракта составляет $600 млн, то это будет средний вариант капремонта двигателя и электрооборудования», — считает эксперт. Если разделить $600 млн на 320 танков, то получится менее $2 млн на одну машину. «Это не так уж и много, ведь от этой суммы нужно еще отнять долю посредника, таможенные расходы. Поэтому на выходе будет не очень большая сумма», — сказал он. Для сравнения: украинский танк «Оплот», который является танком более нового поколения, стоит порядка $5 млн.

По мнению Михаила Жирохова, поскольку этот меморандум подписан на очень высоком уровне, то это уже последняя стадия перед подписанием контракта. «А уже в контракте будут указаны конкретные сроки и обязательства», — полагает он.

Однако Украина поставляла в Пакистан не только готовые танки. По данным информационного ресурса «Военный обозреватель», в 2002 г. Завод им. Малышева подписал контракт на сумму около $100 млн на поставку в течение трех лет 285 моторно-трансмиссионных отделений для танка Al-Khalid, который Пакистан создает при участии Китая и Украины.

Зрада или перемога?

Первый вопрос, который возникает после прочтения этой новости, — насколько целесообразно оказывать услуги иностранцам в модернизации танков, если (не дай Бог!) такие услуги могут понадобиться стране, на востоке которой еще продолжаются перманентные боестолкновения, грозящие перерасти в большую войну. «ДС» опросила украинских экспертов: это зрада или перемога?

«Фактически это — перемога», — подчеркивает Михаил Жирохов. Он пояснил, что ситуация в украинском оборонном комплексе такая, что деньги, полученные за счет зарубежных контрактов, тратятся на модернизацию своей техники. «Наша оборонка тратит деньги, полученные за тайские контракты, за поставку вертолетов в Судан и Нигерию, Иран», — сказал эксперт и добавил, что отказываться от заграничных контрактов означает, что все расходы на модернизацию и ремонт украинской техники будут взяты из бюджета, что было бы неразумным.

«Участие в модернизации танков Пакистана дает возможность заработать деньги и пополнить бюджет, в результате чего появляется возможность направлять средства на модернизацию и своей техники», — полагает редактор англоязычного журнала Ukrainian Defense Review Антон Михненко.

Поставленные в Пакистан Т-80УД были произведены на государственном предприятии «Завод им. Малышева» в Харькове. Однако в производстве танков был задействован целый ряд харьковских предприятий и те из них, которые могут быть задействованы в выполнении контракта, смогут улучшить свое финансовое состояние, повысить свои технологические возможности, набрать новый персонал и обучить его. Кроме того, заключение контракта с Пакистаном усилит военно-техническое сотрудничество между странами, а присутствие на этом рынке откроет дорогу другим украинским предприятиям. «Поэтому в подписании этого меморандума я вижу только позитив», — считает Антон Михненко.

Немного геополитики

Пакистан находится в очень напряженных отношениях с Индией (еще одним крупным импортером оружия). По данным Стокгольмского института изучения проблем мира (SIPRI), в 2011–2015 гг. доля Индии в общемировом импорте оружия составила 14%. Поставка Украиной оружия и услуг Пакистану теоретически должна закрыть для Киева индийский рынок. Однако Михаил Жирохов пояснил, что на данный момент у Украины серьезных контрактов с Индией нет. «В Индии контракты по танкам, БМП и флоту принадлежат России, и нам на этот рынок попасть нереально», — считает Михаил Жирохов. По данным SIPRI, Россия по итогам 2011–2015 гг. заняла на индийском рынке 70%. В то же время самым большим нашим «другом» в поставках оружия является Китай — на рынке Поднебесной Украина за последние пять лет заняла 14%, и Китай является основным нашим клиентом с долей в 26%.