Кто банкротит АвтоКрАЗ

Share

В конце мая стало известно, что Государственная служба экспортного контроля продлила крупнейшему в Европе производителю тяжелых грузовиков — кременчугскому ПАО "АвтоКрАЗ" — срок действия статуса спецэкпортера до июня 2019 г. На самом предприятии указывают, что сейчас они работают в основном по внешнеэкономическим контрактам, отправляя за границу порядка 75% от общего количества произведенных машин (по итогам мая АвтоКрАЗ произвел товарной продукции более чем на 130 млн грн.).

Этим показателем на предприятии недовольны, указывая, что "основным фактором, тормозящим работу главного конвейера, стал острый дефицит оборотных средств, вызванный образовавшимися долгами потребителей за поставленную предприятием продукцию". При этом, впрочем, на предприятии добавляют, что "текущая финансовая ситуация не отражается на выполнении КрАЗом взятых на себя обязательств".

На деле все выглядит не так гладко. В 2015 г. предприятие хоть и смогло нарастить чистую выручку на 10%, до 1,93 млрд грн., но его убытки за это время выросли вдвое, до 314 млн грн. А общая сумма задолженности превысила отметку в 5,85 млрд грн., в том числе 2,36 млрд грн. — перед банками.

 

Из нее большая часть приходится на крупнейший государственный банк в Украине — Ощадбанк.

Как сообщала "ДС", это финучреждение уже несколько лет тщетно пытается добиться возврата долга АвтоКрАЗа на сумму около 1 млрд грн. Поскольку предприятие не может найти такие деньги, банк затеял судебные разбирательства с его акционерами-поручителями, заложившими принадлежащие им 56% акций кременчугского холдинга. В пул "счастливчиков" входят ООО "Газотурбинные технологии", "Феррэкспо", "Проминек", "Перт", "Новые промышленные технологии", "Укртехуглерод", "Нефтехимимпекс", "Индастриал Констракшн", "Гармоника", "Реакционные трубы", которые по бумагам принадлежат крайне малоизвестным людям — гражданам Украины, Кипра и других стран. Однако де-факто все эти компании, по данным источников "ДС", входят в орбиту одного человека — депутата Верховной Рады и основателя группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго. Именно он считается фактическим собственником контрольного пакета акций ПАО "АвтоКрАЗ".

Еще в 2014 г. Ощадбанк добился в Хозяйственном суде Киева решения о взыскании в его пользу 23% акций ПАО "АвтоКрАЗ" в счет долга по кредитной линии, открытой в 2008 г., на сумму более 900 млн грн. Это решение было подтверждено Высшим хозяйственным судом в декабре 2014 г., после чего банк, по его данным, начал подготовку к реализации указанного пакета на фондовой бирже. В другом споре банку повезло меньше. В июне 2015 г. АвтоКрАЗу удалось найти нужные аргументы для Высшего хозсуда, который отменил принятые ранее вердикты о взыскании в пользу госбанка еще одного пакета из 32,5% акций АвтоКрАЗа и отправил дело на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Киева. В марте этого года столичный суд снова встал на сторону банка, постановив взыскать в его пользу акции, однако дело стараниями автомобильного холдинга Жеваго переместилось в апелляционную инстанцию, где благополучно зависло на несколько месяцев.

Судя по всему, затянувшиеся разбирательства Ощадбанку порядком надоели, свидетельством чего является открытие им "второго фронта". Как выяснила "ДС", в конце мая финучреждение подало в Хозяйственный суд Полтавской области заявление о признании АвтоКрАЗа банкротом. Суд уже принял его к рассмотрению.

Процесс банкротства АвтоКраза может сулить предприятию и его основному владельцу большие неприятности. И не только тем, что в его ходе сторонние кредиторы могут претендовать на контроль над будущим комитетом кредиторов ПАО. Завод Жеваго в значительной мере зависит от подрядов государственных заказчиков в Украине во главе с Министерством обороны. А компании, пребывающие в процессе банкротства, как известно, по умолчанию лишаются возможности участвовать в государственных тендерах. Именно по этой причине, как говорят источники "ДС", структуры группы "Финансы и кредит" не рисковали начать управляемое банкротство АвтоКрАЗа для поддержания моратория на удовлетворение требований его кредиторов. И возможно, в свете новой угрозы это заставит Жеваго активизировать поиск денег для погашения проблемного долга.