Рубить корни: «Укрнафта» ввела в правление новых руководителей

Share

8 декабря 2015 года власть подготовила  главе правления ПАО «Укрнафта» британцуМарку Роллинсу две новости – хорошую и плохую. Первая: наблюдательный совет ПАО под председательством Андрея Коболева утвердил новую структуру правления «Укрнафты» и трех независимых членов правления компании, выбранных самим Роллинсом. «Укрнафта» может начинать путь к превращению в успешный бизнес-проект, где все акционеры – государство и частные компании – будут получать свою долю прибыли.

Вторая: Государственная фискальная служба (ГФС) направила в Кабмин письмо, в котором предлагает обсудить возможность лишения «Укрнафты» всех лицензий из-за налогового долга. «Повод аннулировать лицензии есть – у «Укрнафты» действительно существует задолженность по налогам. Но это приведет к очень плохим последствиям», – заявил Марк Роллинс. Тем более что так и остаются нерешенными вопросы по встречным долгам между государством и компанией, а планы ГФС просто поставят предприятие в тупик.

К работе приступить

Марку Роллинсу понадобилось почти два с половиной месяца, чтобы воплотить в жизнь одну из важных задач для дальнейшего развития «Укрнафты»: сменить весь топ-менеджмент и ввести в действие новую структуру правления. Но в этом не его вина. Роллинс приступил к обязанностям главы правления компании 29 сентября, а 13 ноября уже были поданы на рассмотрение набсовета первые три кандидатуры директоров.

«Я просил, чтобы с увольнением предыдущего менеджмента назначили новых людей, но 26 ноября [когда проходил набсовет] новых членов правления так и не выбрали. Меня поставили в очень сложную ситуацию. Довольно непросто обходиться без топ-менеджеров и эффективно организовывать работу компании, поскольку нет возможности проводить собрания и заседания правления «Укрнафты» за неимением кворума, состоящего минимум из четырех человек», – сетует Роллинс.

Вчера набсовет «Укрнафты» утвердил условия контрактов и размер вознаграждения новым топ-менеджерам, что облегчит ведение операционной деятельности компании и прояснит зону ответственности каждого члена правления.

Как уже сообщал Forbes, в состав правления ПАО в конце ноября были предложены кандидатуры Кристофера Кокса (производственный директор), Ирины Евец (финансовый директор) и Джонатана Поппера (директор по стратегии и планированию).

Эти руководители пришли на смену «приватовскому» менеджменту в лице Михаила Гнипа, Михаила Бакуненко, Алексея Куща и Натальи Долиной. Полномочия исполнительного директора компании Владимира Пустоварова будут прекращены 22 декабря.

Согласно уставу, компании недостает еще троих топ-менеджеров – по вопросам социального и экологического развития, сбыта и технологий. Глава «Укрнафты» обещает подать их кандидатуры до конца декабря. «К концу этого года из существующих членов правления не останется ни одного руководителя, что полностью соответствует планам, согласованным с государством», – заявил журналистам вчера на брифинге Марк Роллинс.

Зарплатные реалии

Вместе с новыми директорами изменилась и структура правления, введен ряд новых должностей с новыми зонами ответственности. Так, директор по технологиям и услугам будет отвечать за вопросы разработки месторождений, разведки, геологии, проектирования скважин и строительства. Директор по вопросам социального и экономического развития – за безопасность, окружающую среду, экологические и соцпроекты, информационное обеспечение и взаимодействие с государственными органами власти.

Упразднена должность коммерческого директора и выведена из состава правления позиция главного бухгалтера. «Согласно западным стандартам, главный бухгалтер не является членом правления. Он будет работать через финансового директора», – отметил Роллинс. Все финансовые вопросы перешли в ведение финансового директора, включая отчетность, корпоративное финансирование, бухучет, связи с инвесторами и соблюдение налогового законодательства.

Набсовет «Укрнафты» также утвердил модельный контракт и политику оплаты труда, которая основана на рыночных принципах и будет зависеть от показателей их работы. По некоторым данным, зарплаты составляют от $190 000 до $280 000 в год, плюс бонусы и премии. Но Роллинс обещает, что в зарплате будут учтены украинские и международные реалии.

Ирина Евец приступит к своим обязанностям уже завтра, 10 декабря. А новые члены правления – нерезиденты – после получения разрешений от властей страны. Уже к новому году им необходимо представить проект бизнес-плана и бюджет «Укрнафты» на 2016 год.

Торг продолжается

В то же время Марк Роллинс выразил обеспокоенность в связи с тем, что правительство никак не реагирует на его предложение о взаимозачете долгов между НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укрнафта». Напомним, в конце ноября Роллинс подал Кабмину свой план по стабилизации деятельности компании, где предложил взаимозачет с «Нафтогазом» за газ, отобранный у «Укрнафты» в 2006-2010 годах. Речь идет о более чем 11 млрд куб. м газа, оцененных компанией в 50 млрд гривен. Тогда как за «Укрнафтой» числится налоговый долг около 10 млрд гривен.

«Я считаю, что путь решения финансовых вопросов «Укрнафты» зависит от интегрированного подхода. Это должен быть компромисс между задолженностью за газ и налоговым долгом предприятия. Я не вижу эффективного подхода, который бы не связывал эти два вопроса», – говорит Роллинс, добавляя, что компании будет сложно развиваться без решения так называемых «исторических» вопросов.

В компании полагают, что если не будет решения по вопросам взаимозачета, да еще и по требованию ГФС отберут лицензии, это убьет предприятие и добычу нефти в Украине.

В то же время Сергей Куюн, директор консалтинговой компании «А-95», считает, что более действенным шагом ГФС был бы не отзыв лицензий, который лишь усугубит положение должника, а возбуждение уголовных дел за выведение денег из компании. «Есть огромные резервы по возврату средств, ранее выведенных из «Укрнафты». Только в 2015 году «дебиторка» выросла до 18 млрд гривен – это по факту выведенные из компании деньги. Этого хватит, чтобы покрыть налоги и выплатить дивиденды, в общей сложности около 12 млрд гривен. Но Роллинс в своем письме не говорит об этом ни слова, поэтому и отвечать на его предложение никто не хочет», – говорит эксперт.

Не стоит сбрасывать со счетов реальное положение дел в Украине: денег у государства нет, в стране идет война, продолжается политический и экономический кризис, на повестке дня – традиционно «аварийное» утверждение госбюджета на следующий год. По словам Куюна, сегодня все идет правильно, компанию очищают от менеджеров, выводивших из нее деньги много лет подряд, возрождается корпоративное управление и управление как таковое. «С другой стороны, все это происходит непозволительно медленно, что не исключает саботаж чиновников, правительства и «Нафтогаза», – резюмирует Куюн.