Кто борется за контроль над «Краснолиманской»

Share

Госпредприятие Угольная компания "Краснолиманская" – одна из самых крупных угледобывающих компаний Украины. И одна из самых проблемных.

Предприятие расположено возле города Родинское Донецкой области – недалеко от Красноармейска и в нескольких километрах от третьей линии обороны, которая отделяет Украину от непризнанной "донецкой республики".

Шахта добывает коксующийся уголь, используемый в металлургии и энергетике. В 2015 году ее руководство планирует добыть более двух миллионов тонн. Сейчас коллектив предприятия насчитывает около 4,7 тысячи человек.

Корреспондент INSIDER побывал на "Краснолиманской" 24 октября. Попасть на ее территорию не так-то просто. Еще за несколько сотен метров до шахтоуправления находится первый блокпост. Люди греются возле железных бочек, а дорогу преграждают бетонные заграждения.

Чуть поодаль, уже непосредственно у въезда на стоянку перед шахтоуправлением, также расположены бетонные заграждения. Сама шахта, несмотря на ситуацию вокруг нее, продолжает работать в штатном режиме.

О напряженной ситуации свидетельствуют не только блокпосты, но и фасад проходной, на котором висит плакат: "Президент! Защити трудовой коллектив!"

История "генералов"

С 1996 года предприятие возглавлял его многолетний руководитель Зиновий Пастернак. Гендиректор ГП запатентовал метод дегазации угольного пласта. На самом деле этот метод советский углепром внедрил еще в 1976 году. Но за его использование на "Краснолиманской" Пастернак перечислял роялти за авторские права себе и своей дочери Елене Киселевой.

В 2009 году Служба безопасности завела уголовное дело в отношении Пастернака, обвинив его в присвоении государственных средств. После того, как он был отстранен от руководства госкомпанией, "генералом" стал его бывший зять Константин Киселев.

Но с приходом к власти президента Виктора Януковича Киселеву также пришлось покинуть пост гендиректора "Краснолиманской". В 2011 году Киселева сменил Сергей Волотковский, впоследствии – депутат Красноармейского горсовета от Партии регионов.

Однако Волотковский пробыл гендиректором не долго. В конце того же года госпредприятие возглавил Алексей Козлов, который до этого руководил ООО "УК "Краснолиманское". Частная компания с 2003 года арендовала запасы угля одноименного госпредприятия.

С этого времени ГП фактически работало в интересах ООО, принадлежащему бизнесменам Сергею Кузяре и Игорю Гуменюку, официальному владельцу генерации "Донбассэнерго".

Однако в 2014 году уволенный при Януковиче Константин Киселев снова вернулся на ГП в качестве гендиректора.

"В сентябре 2014 года Октябрьский райсуд Днепропетровска восстановил уволенного за три года до этого директора, – рассказывал в интервью INSIDER Сергей Кузяра. – После этого более 120 человек, часть из которых была с нашивками батальона "Днепр-1", с автоматическим оружием и минометами, установленными на пикапы, приехали на предприятие".

Полковая шахта

Как рассказали корреспонденту INSIDER нынешние руководители госпредприятия, для того, чтобы обеспечить контроль над шахтой, Киселев попросил помощи у Юрия Березы, командира полка "Днепр-1".

Береза – депутат Верховной Рады от "Народного фронта", лидером которого является премьер Арсений Яценюк.

"Тогда мы стояли в Песках, и мой комроты поехал по шахтам просить лес для блиндажей, – рассказал INSIDER Юрий Береза. – Киселев сам вышел на нас и попросил помочь ему защитить предприятие от Александра Януковича".

Дело в том, что совладелец ООО "УК "Краснолиманское" Сергей Кузяра считался менеджером Александра Януковича, курировавшим угольную отрасль. Исходя из этого, "Днепр-1" помог новому директору в борьбе с ООО.

Возглавив госпредприятие, Киселев остановил деятельность частной компании Гуменюка и Кузяры. Работники ООО были переведены в ГП. То же самое произошло с запасами угля. В связи с этим госпредприятие, не обремененное частной "присоской", начало набирать обороты. Добыча увеличилась в два раза – с 4-5 тысяч тонн угля в сутки до 8-10 тысяч тонн.

В августе Константин Киселев победил в конкурсе Минэнергоугля на должность гендиректора ГП "УК "Краснолиманская".

Однако в сентябре у Киселева произошел конфликт с нардепом Юрием Березой.

"Увидев динамичное развитие предприятия, он объявил себя хозяином шахты. И так представлял себя в Киеве, – рассказывает Евгений Костенников, заместитель гендиректора ГП "Краснолиманская". – Он заставил назначить первым заместителем и коммерческим директором своих людей, начал заключать какие-то договора от имени предприятия, о которых мы ничего не знали".

По словам Березы, конфликт начался из-за того, что Киселев пустил средства предприятия на закупку оборудования вместо того, чтобы выплатить заработную плату коллективу. Якобы, когда народный депутат начал пенять на это руководству шахты, отношения между ними испортились.

"Я больше всех поддерживал Киселева. Но я обещал людям зарплату", – говорит Береза.

В конце сентября на сайте шахты была размещена аудиозапись, на которой голос, похожий на голос Юрия Березы, требует 5 млн грн за охрану шахты и разовые платежи за "решение вопросов".

Береза утверждает, что запись в ролике смонтирована.

Все под арест

Крайняя самостоятельность Киселева не прошла даром для руководства шахты. 16 октября Киселев был задержан сотрудниками СБУ.

Конфликт усугубился тем, что министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, который является ставленником президента Петра Порошенко, изначально не поддерживал Киселева. Костенников считает, что Демчишин заодно с народным депутатом Березой пытаются отобрать контроль над предприятием. Эта версия выглядит маловероятной, учитывая, что у министра с первого дня его работы не сложились отношения с Арсением Яценюком, в политической силе которого состоит Береза.

Зато свое лояльное отношение к "генералу" выказал губернатор Донецкой области Павел Жебривский. Впрочем, Киселеву это мало помогло.

По словам Демчишина, Киселев и его предшественник Козлов подозреваются в растрате 300 млн грн государственных средств. Правда, из слов министра понять, кто и как мог украсть эти средства, невозможно.

Например, прокуратура обвинила Киселева в том, что он использовал запасы, которые арендовала частная компания Кузяры и Гуменюка. Учитывая, что ООО долгое время паразитировало на госпредприятии, это обвинение – чистая формальность.

Суд избрал Киселеву меру пресечения – содержание под стражей на два месяца. В качестве залога была назначена сумма в 20 млн грн. Вслед за ним были арестованы два его заместителя: Евгений Костенников и Денис Михайлов.

Все это происходит на фоне митингов и пикетов работников "Краснолиманской", которые выступили в поддержку своего руководителя.

Почему коллектив защищает Киселева?

"Шахтеры поддерживают не руководителя, а стабильность выплаты заработных плат", – говорит Демчишин, отвечая на вопрос INSIDER.

Логика министра ясна. Еще в прошлом году Минэнергоугля создало госпредприятие "Государственная угольная компания" (ГУК), которая стала оператором угля государственных шахт вместо обанкротившегося ГП "Уголь Украины".

ГУК скупает уголь госпредприятий и продает потребителям. С помощью этой компании Демчишин регулирует дисбаланс в себестоимости угля разных предприятий. Рентабельным шахтам – таким, как "Краснолиманская", – оператор задерживает выплаты за отгруженный уголь. Между тем, убыточные шахты получают средства в полном объеме, чтобы можно было рассчитаться с долгами по зарплате.

Так, по словам замдиректора "Краснолиманской" Костенникова, ГУК задолжал шахте 43 млн грн за поставленную продукцию. Демчишин говорит о долге в 24 млн грн.

Кто теперь возглавит предприятие?

Руководство "Краснолиманской" опасается, что этим человеком станет и. о. гендиректора Виталий Зюзько – якобы ставленник Березы. Сам Береза говорит, что даже не знает этого человека.

В свою очередь, министр уверяет, что Зюзько гендиректором не станет.

"Я не поддерживаю Зюзько, – заявил Демчишин, – он был заместителем Киселева и на него распространяется ответственность за действия руководителя".

Пока что сам Киселев, его заместители Костенников и Михайлов находятся в Краматорске под стражей. Борьба за ценный актив продолжается.