Фирташ обеспечит Яценюку прибыль

Share

В течение года, с сентября 2015-го по сентябрь 2016-го, Иршанский горно-обогатительный комбинат (входит в структуру ОГХК) поставит «Сумыхимпрому» 130 000 тонн ильменитового концентрата. Сумма сделки – более 284 млн гривен. Таковы результаты тендера, проходившего на «Сумыхимпроме» 27 августа. Информацию о нем пресс-служба ОГХК обнародовала 1 сентября.

Участников тендера компания не разглашает. В Украине ильменит, помимо комбинатов ОГХК, производит ООО ПКФ «Велта» днепропетровского бизнесмена Андрея Бродского, а также холдинг Group DF Дмитрия Фирташа.
Forbes выяснил, почему топ-менеджеры опального олигарха, который уже более года проживает в Вене из-за судебных ограничений, решились на сделку с госкомпанией, находящейся в управлении Кабмина.

Взаимная выгода

Итоги тендера принесут выгоду и Фирташу, и ОГХК. Упомянутые объемы ильменитового концентрата позволят Иршанскому ГОКу сбыть практически половину добываемого ежегодно сырья. «До конца текущего года мы планируем поставить предприятию около 24 000 тонн продукции», – сообщил Forbes Александр Гладушко, первый замгендиректора ОГХК.

«Сумыхимпрому» сделка позволит закрыть годичную потребность в ильмените, который будет переработан предприятием в двуокись титана. Этот пигмент используется преимущественно в производстве лакокрасочной продукции. Сбывать его с территории Украины Group DF Дмитрия Фирташа легче, чем с «Крымского титана», бизнес которого попал под действие экономических санкций против России. 

Нереализованные планы

Прошедший августовский тендер – вторая попытка ОГХК стать поставщиком ильменита на «Сумыхимпром» с начала текущего года. До этого один раз тендер ОГХК выигрывала в апреле, но его результаты так и не были в полной мере реализованы на практике. Тогда речь шла о ежемесячном приобретении «Сумыхимпромом» 3-4 тыс. тонн продукции Иршанского ГОК (сейчас – 13 000 тонн помесячно).

Несмотря на тендерные договоренности, с апреля по июль ОГХК смогла реализовать сумскому предприятию менее трети оговоренных ежемесячных объемов – чуть более 1000 тонн. Поставки ильменита от ОГХК были заблокированы топ-менеджерами Фирташа, которые затоварили склады «Сумыхимпрома» ильменитом с Иршанского ГОК еще до того, как ОГХК получила его в свое управление.

В августе 2014 года у завода «Крымский титан» Дмитрия Фирташа закончились права аренды на Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК, и оба предприятия вошли в структуру ОГХК, созданной Кабмином. Но бизнесмен после этого не остался без собственных мощностей по выпуску ильменита – в его распоряжении Междуреченский ГОК и «Валки-ильменит».

Игры конкурентов

Теперь обстоятельства складываются так, что «Сумыхимпрому» необходимо дополнительное сырье. Сделанные ранее запасы планировалось расходовать до сентября текущего года. Завод был загружен в первом полугодии практически на плановую мощность (выпустил 17 000 тонн пигмента). А поставки ильменита с собственных мощностей Фирташ прицельно направляет на загрузку «Крымского титана» (после аннексии Крыма Россией предприятие было переименовано на территории Украины в «Юкрейниан Кэмикал Продактс»).

Также приоритетом стал экспорт, выгода от которого повысилась на фоне падения курса гривны. Поэтому свободных объемов ильменита у Group DF сейчас не осталось. А допускать на предприятие продукцию днепропетровской «Велты», с коммерческой точки зрения, неразумно – эта компания конкурирует с Group DF на внешних рынках, так как преимущественно экспортирует свою продукцию.

Для «Сумыхимпрома», по информации Forbes, сделка с ОГХК оказывается выгодной еще и потому, что госкорпорация согласилась снизить цену отгрузки. Тонна иршанского ильменита, согласно тендеру, будет стоить для комбината около 2200 гривен за тонну.

В Group DF не комментируют деятельность «Сумыхимпрома», поскольку формально группа не имеет отношения к предприятию, хотя и оказывает операционное управление его деятельностью. В ОГХК удовлетворены выигранным тендером, который загрузит работой Иршанский ГОК под конкретного потребителя. Последние шесть месяцев этот ГОК в основном складировал свою продукцию, ее реализация происходила более медленными темпами, чем велось производство. По данным ОГХК, менее половины объема произведенного на Иршанском ГОК ильменита подкреплено реальными контрактами.