4 июня истекает срок обновления информации о владельцах финучреждений. Согласно постановлению НБУ от 21 мая №328 структура собственности банка будет считаться прозрачной, если она позволяет определить всех владельцев существенного участия (10% и более капитала или возможность значительного влияния на управление или деятельность банка) вплоть до каждого физлица. К "мутным" финучреждениям, которые не захотят раскрывать реальных владельцев, ведомство обещает применять жесткие санкции: перекрытие доступа к валютным операциям, рефинансированию НБУ и тендерам по поддержанию ликвидности.
Впрочем, возможные санкции не так уж страшны. "НБУ сказал, что не будет выдавать генеральные валютные лицензии – эта санкция коснется только новых финучреждений. А рефинансирование банкам могли не выдавать и раньше по другим причинам. Механизм был бы более эффективным, если бы центробанк лишал непрозрачные финучреждения лицензий. Но, видимо, к такому радикальному шагу в ведомстве еще не готовы", – считает адвокат, руководитель департамента АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов.
Отсутствие у регулятора данных о реальных владельцах позволяет финучреждениям кредитовать связанных лиц, выводя в случае надобности активы. А с недавних пор у акционеров появилась еще одна весомая причина не раскрываться: перспектива сесть за решетку, если будет доказано умышленное доведение банка до финансовой несостоятельности.
Чаще всего банки прячут бенефициаров за длинной цепочкой юрлиц или регистрируют их на "футбольные команды" (так называют схему, когда собственность размывается между 11-ю и более физлицами). "Часто это делалось, чтобы упростить процедуру покупки финучреждения или его части. Согласно требованиям регулятора покупка любой доли в банке свыше 10% должна согласовываться с НБУ, может потребоваться и одобрение сделки Антимонопольным комитетом. Это непростые и длительные процедуры, занимающие не один месяц", – поясняет председатель правления Коммерческого индустриального банка Вадим Березовик.
И пока НБУ не в силах изменить ситуацию. Например, в апреле регулятор заявил о намерении оштрафовать новых владельцев банка "Петрокоммерц-Украина" на 10% номинальной стоимости купленных акций, а также лишить их права голоса. Причиной гнева НБУ стала продажа банка 11 акционерам без согласования покупки существенного участия. На угрозы регулятора в банке резонно ответили, что ни одно из физлиц не получило существенного участия. Значит, согласование сделки не являлось обязательным.
"Теперь центробанк намерен бороться с таким явлением путем проверки финансового состояния собственников, которых считает номинальными. Если хотя бы у двоих акционеров, входящих в число десяти крупнейших конечных ключевых участников и совокупно владеющих не менее 5% участия в банке, окажется недостаточно доходов, НБУ может признать структуру такого банка непрозрачной", – отмечает советник ЮФ "Саенко Харенко" Алина Плющ.
В следующий понедельник наступает еще одна знаменательная для банков дата. До 8 июня 2015 г. все владельцы существенного участия обязаны подать в НБУ пакеты документов для согласования. В противном случае НБУ грозит применять жесткие меры – от драконовских штрафов до потери контроля над банком. К примеру, месяц назад НБУ уже оштрафовал компанию ABH Ukraine Limited (является владельцем Альфа-банка), которая приобрела Неос Банк без согласования с регулятором. Штраф составил около 700 тыс. грн. – 0,1% от номинального размера акций.
Еще более жесткие меры были пущены в ход по отношению к новой владелице Альпари Банка Анастасии Абрамовой. За несогласованную с НБУ сделку центробанк лишил принадлежащее ей ООО "Юридическая компания "Скорая правовая помощь" (единственного акционера Альпари Банка) права голоса всех акций в пользу представителя НБУ. Последней жертвой ведомства Гонтаревой стал новоиспеченный мажоритарный акционер Финбанка Александр Грановский. На Институтской заявили, что еще в октябре 2014 г. владелец Финбанка Борис Кауфман заключил с Грановским непубличное соглашение, в результате которого последний сконцентрировал контроль над 80% его акций. НБУ о сделке уведомить "забыли". С октября 2014 г. до апреля 2015-го пакет акций банка неоднократно распределялся между мелкими собственниками. В апреле общее количество акционеров-физлиц увеличилось до 117 человек. По мнению НБУ, за номинальными собственниками стоит Александр Грановский. Ему предписали оформить на себя право собственности на акции в трехмесячный срок и согласовать сделку с НБУ. В противном случае Грановский и стоящие за ним номинальные собственники будут лишены права голоса акций. В этом случае им придется продать финучреждение.