Крупное судостроительное предприятие разбирают на гектары и металлолом
Расстановка сил в структуре собственников ОАО «Севморзавод» может снова поменяться: Петр Порошенко намерен получить контроль над предприятием. Переговоры об этом с «Энергетическим стандартом», похоже, пока находятся в активной стадии. Не исключено, что их исход будет зависеть от итогов процесса по разделу активов судзавода. В пятницу Антимонопольный комитет (АМКУ) сообщил о том, что закрытый инвестфонд Prime Assets Management (управляет активами группы «Укрпроминвест» Петра Порошенко) получил разрешение на концентрацию более 50% акций ОАО «Севморзавод» (г. Севастополь). До сих пор (данные ГКЦБФР на конец 2009 г.) предприятие имело двух ключевых акционеров — Malter Enterprises Ltd, подконтрольную россиянину Константину Григоришину (59,9% акций), и Vernon Holdings Ltd из сферы влияния «Укрпроминвеста» (29,36% акций). Кроме того, по информации источника «i» в севастопольском горсовете, совладельцем предприятия с незначительным пакетом акций является экс-министр промполитики Анатолий Головко. Суммарно три акционера владеют более чем 90% акций, сообщил источник.
Партнерами по управлению заводом господа Григоришин и Порошенко стали в апреле 2007 г., после того, как собственник «Энергетического стандарта» продал часть акций украинскому олигарху. В то время СМИ писали о том, что привлечение в партнеры Петра Порошенко необходимо Константину Григоришину для «политической крыши» и лоббирования собственных интересов по созданию в Украине судостроительного холдинга.
Напомним, «Энергетическому стандарту» принадлежит в Украине акционерная судоходная компания «Укрречфлот», в состав которой входит ряд судостроительных и судоремонтных заводов. Лоббистскую функцию, очевидно, должен был выполнять для собственника «Энергетического стандарта» и Анатолий Головко.
Отметим, в «Энергетическом стандарте» сообщили, что продажи акций структурам Петра Порошенко не происходило. Пресс-секретарь группы Андрей Бобровицкий напомнил, что получение разрешения на концентрацию контрольного пакета в АМКУ еще не говорит о смене собственников. Вместе с тем от комментариев относительно факта переговоров между партнерами по «Севморзаводу» он отказался.
Все говорит о том, что у «Укрпроминвеста» были и свои амбиции относительно управления «Севморзаводом», и не исключено, что найти взаимопонимание по стратегическим вопросам акционерам здесь так и не удалось. В руках Петра Порошенко на текущий момент только оперативное управление заводом (гендиректор предприятия Константин Картошкин, по мнению наблюдателей, — его креатура). В то время как стратегическое управления реализуется через почти полностью подконтрольный «Энергетическому стандарту» набсовет.
По информации «i», обострившиеся в последнее время противоречия между акционерами привели к решению о разделе активов между бизнесменами. В данный момент идет активный процесс согласования границ этого раздела, сообщают в Севастопольском горсовете. Территорию завода площадью около 60 га вместе с имущественным комплексом решено разделить на три части. «Первая зона — так называемая ЮБК (пгт Береговое, около 40 га.— «i»), вторая — в зоне пгт Инкерман (около 25 га.— «i»), а третья — в самом центре, полкилометра от «Графской пристани» (центр города, у морвокзала.— «i»)»,— рассказал аноним.
Вряд ли стоит надеяться на то, что сутью споров акционеров является то, кому же строить суда на верфях когда-то одного из крупнейших судостроительных заводов. Споры, скорее всего, идут за ценные земли на морском побережье. На заводе сообщают, что со сменой руководства (в апреле 2008 г. им был назначен Александр Проказа, руководивший предприятием до марта этого года) единственной целью менеджеров было довести завод до банкротства. «Севморзавод» за это время практически полностью утратил заказы и квалифицированные кадры»,— говорит вице-президент ассоциации судостроителей «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.
Работники завода утверждают, что администрация сознательно отказывалась от выгодных заказов либо предлагала партнерам такие условия, которые априори не могли быть приняты. Кроме того, опасения наблюдателей вызвали такие факты, как вывоз части оборудования с предприятия на металлолом и активное привлечение кредитов под залог основных фондов. Все это объяснялось руководством как меры по оптимизации производственного процесса с целью повышения эффективности деятельности.
Екатерина ГРЕБЕНИК
Экономические известия, 27.09.2010 г., №163 (1396)