Газ в обмен на обещания

Share

Белоруссия добилась от России новых льгот по нефти и газу. Только в 2010 г. это обернется потерями до $2,5 млрд для «Газпрома» и госбюджета, подсчитали эксперты


Восемь часов президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко решали в четверг «не покладая рук» вопросы взаимного сотрудничества (как отметил по итогам сам Медведев). Но об их решениях сообщили совсем другие люди.


Президенты «принципиально» договорились, что в 2010 г. российский газ для Белоруссии не подорожает, рассказал госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел Бородин. Переход на европейские цены на газ будет не в 2011 г., а в 2014-2015 гг. — синхронно с Россией, добавил вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко: «Мне и вице-премьеру <…> Игорю Сечину поручено до конца года урегулировать отношения по газу».


Кроме того, есть «устная договоренность», что в 2010 г. 8-9 млн т нефти для внутренних нужд Белоруссии могут быть поставлены беспошлинно, отметил Семашко. И наконец, Сбербанк, покупающий 93,3% белорусского БПС-банка за $280,8 млн, вложит в капитал новой «дочки» $350 млн, откроет Белоруссии кредитную линию на $2 млрд и организует для нее синдицированные кредиты на $300 млн и 5 млрд российских рублей, сказал Семашко (цитаты по «Интерфаксу»).


Других деталей российские и белорусские чиновники не сообщили. Представители Лукашенко, Семашко, Сечина и «Газпрома» от комментариев отказались.


«Это любовь»


В октябре Минск и Москва обменялись взаимными выпадами: Лукашенко обвинил премьера Владимира Путина в организации «газового заговора» против Белоруссии в 2004 г., за Путина ответил вице-премьер Алексей Кудрин, сообщив, что Минск не получит очередной транш кредита на $500 млн. И вот новые льготы и кредиты. «А может, это любовь?!» — так на днях сам Путин описал отношения с Белоруссией и Лукашенко.


На нулевых пошлинах на нефть российский бюджет потеряет в 2010 г. $1,6-2,2 млрд, подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов (при цене Urals $55-70/барр.). А сохранение газовых цен — $300-400 млн потерянной выручки для «Газпрома» (если брать его прежние планы из бюджета на 2010 г., расчеты см. на www.vedomosti.ru). И это к $1,7 млрд недополученной выручки в 2008-2009 гг. — по другим газовым уступкам для Минска, добавляет директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.


У Белоруссии контракт с «Газпромом» до 2011 г. Его подписали 31 декабря 2006 г., после конфликта перед самыми новогодними праздниками. Документ предполагает, что с 2011 г. Белоруссия будет платить цену, равнодоходную для «Газпрома» с Европой (европейская цена минус разница в расходах на транспорт и 30% пошлины).


Для плавного перехода в 2008-2010 гг. были скидки к формуле: 33% в 2008 г., 20% в этом году и 10% — в следующем.


Были льготы и по нефти: в 2007 г. — 70,7% скидки к экспортной пошлине, в 2008 г. — 66,5%, в этом году — 64,4% (дальше скидка не предполагалась).


Каким будет новый контракт с «Газпромом», пока не ясно. Накануне Минск просил намного больше, говорят сотрудник концерна и чиновник Минэнерго: например, опять 30% скидки на 2010 г. с постепенным снижением до 2014 г. Скорее всего цены на 2010 г. останутся на нынешнем уровне, а дальше будут переговоры уже в новом году, говорит сотрудник «Газпрома».


Нет окончательной ясности и с нефтью. Ежегодный экспорт в Белоруссию — около 21,5 млн т; пошлины для топлива сверх обозначенных 8-9 млн т будут установлены «в духе создания Таможенного союза», заметил Семашко: предполагается, что бюджеты двух стран просто поделят потом белорусские экспортные пошлины на нефтепродукты. Но сколько это денег, Семашко не уточнил.


Дивиденды России


Главная выгода «Газпрома» от льгот для Белоруссии — низкие ставки транзита по ее территории, отмечает Корчемкин. Сами ставки не раскрываются, но годовой аванс «Газпрома» за транзит в 2009 г. был $250 млн, напоминает он (цифру называл советник посольства России Андрей Кузнецов). По европейским ставкам расходы только в этом году превысили бы $500 млн, отмечает эксперт.


А российским нефтяникам обещан доступ к приватизации белорусского «Нафтан-полимира» (около 11 млн т нефтепереработки в год, стоит $3 млрд, заявлял недавно Лукашенко). Продажа может состояться в ближайшее время, возможно участие «Лукойла», сказал в пятницу Семашко, взамен Минск ждет допуска к нефтяным и газовым месторождениям в России. Но «Лукойл» уже не верит обещаниям: «Нафтан» «приватизируют» много лет, иронизирует сотрудник компании (представитель «Лукойла» от комментариев отказался).


Главные дивиденды для Москвы, конечно, политические. «Белоруссия — наш буфер на западной границе», последний рубеж, ведь от Москвы до российско-белорусской границы — всего 300 км, рассуждает вице-президент Центра политтехнологий Сергей Михеев. Лукашенко лоялен России. Минск этим пользуется, но и Москва тоже, добавляет он.


Елена Мазнева


Ведомости, 14.12.2009, 236 (2506)