Консолидация украинского энергомаша. Часть 1.

Share

Украинское энергетическое машиностроение представляет собой не только одну из ведущих отраслей машиностроительного комплекса, но и является важнейшим элементом энергетической безопасности государства. Поэтому накопившиеся проблемы в энергомашпроме: устаревание основных фондов и технологий, финансовый голод, слабость внутреннего рынка и постепенная потеря рынков внешних, требуют принятия в ближайшее время конкретных решений системного характера и «вписывания» энергетического машиностроения в создаваемую сейчас Энергетическую стратегию Украины. И решение правительства реализовать уже не первый год обсуждаемый проект по созданию государственной отраслевой корпорации представляется весьма своевременным и позитивным сигналом для украинского энергомашпрома и тяжелой индустрии в целом.


 


Время слияния

 


Для Украины успешное развитие энергетического машиностроения имеет особое значение: поскольку продукция этой отрасли является и науко-, и металлоемкой, то наращивание объемов производства позволит одновременно увеличить долю украинской продукции с высокой добавленной стоимостью и повысить потребление металла на внутреннем рынке. Не менее важно, что при этом энергомашпром еще и обеспечивает технологическую независимость отечественной электроэнергетики.


 


В августе 2005 г. Минпромполитики приступило к разработке концепции объединения отечественных энергомашиностроительных предприятий в единую структуру. Работа над документом должна быть закончена уже к середине октября. Предполагается, что все ведущие предприятия отрасли войдут в это объединение. В частности, это будут Сумское НПО им. Фрунзе, «Заря-Машпроект», «Турбоатом», «Электротяжмаш», завод им. Шевченко. При этом, по словам министра промполитики Владимира Шандры. «такого объединения хотят и «Электротяжмаш», и «Турбоатом» и министерство».


 


По версии замминистра промполитики Виктора Баранчука, идея создания энергомашиностроительного холдинга может быть воплощена в течение двух месяцев. Причем в данной структуре первоначально будут объединены только «Турбоатом», «Электротяжмаш» и Харьковский электромеханический завод. Вопрос о вхождении в холдинг НПО им. Фрунзе и объединения «Заря-Машпроект» будет решаться позже, поскольку «нужно очень аккуратно подходить к вопросу, чтобы не повредить позициям этих прибыльных предприятий».


 


В то же время гендиректор «Турбоатом» Анатолий Бугаец опасается такого объединения, считая, что слияние его компании с другими предприятиями энергомашпрома, которые он называет банкротами, приведет к «потоплению» и самого флагмана отрасли. Как показало противостояние между «Турбоатомом» и «Электротяжмашем» по поводу реальной стоимости выполненных работ (при выполнении индийского контракта), видение собственных интересов у различных субъектов потенциального холдинга далеко не всегда совпадает. Достаточно серьезные конфликты между заводами напрямую угрожают позитивной репутации, как отрасли, так и Украины в целом, как производителя высокотехнологичной продукции.


 


Очевидно, что дальнейшая эскалация хозяйственного спора с перенесением его, например, в судебные инстанции, с удовольствием будет использована конкурентами для антирекламы и приведет к поражениям на тендерах с вытекающими отсюда многомиллионными потерями. Поэтому вполне можно согласится с директором «Электротяжмаша» Олегом Калашниковым, который видит в создании машиностроительного объединения действенный способ урегулирования подобных конфликтов, утверждая, при этом, что «прецедентов, когда подобные нашим предприятия существовали бы порознь, в мире нет. Наоборот, когда где-то возникает разобщенность, все стремятся ее устранить. Наша ситуация в этом плане уникальна…».


 


Сужение рынков

 


Практически все украинские ТЭС, ТЭЦ и ГЭС достигли или скоро достигнут предельных сроков эксплуатации основного оборудования, что потребует их полной реконструкции или создания новых генерирующих мощностей. Поэтому потенциал внутреннего рынка для отечественного энергомашиностроения огромен: общие инвестиционные потребности электроэнергетики оценивается в 50–60 млрд. грн., из которых только на первоочередную модернизацию тепловой энергетики потребуется не менее 5-6 млрд. грн. Но, поскольку модернизация отечественной энергетики носит пока исключительно «точечный» характер, в настоящее время большая часть (от 70-90% и более) продукции энергетического машиностроения экспортируется. При этом ведущие предприятия отрасли чувствуют себя достаточно уверенно и наращивают объемы производства и выручки.


 


Однако на мировом рынке энергооборудования все сильнее обостряется конкуренция, что связано с экспансией на этот рынок китайских производителей. Основным конкурентным преимуществом украинских машиностроителей являлось приемлемое для покупателей соотношение цена/качество и заработанная еще в советское время узнаваемость на рынке. С повышением авторитета китайцев, как производителей достаточно качественной продукции, отечественная продукция вытесняется с традиционных для Украины рынков. В такой ситуации китайцы имеют огромное преимущество благодаря мощной финансовой поддержке своего государства. Поэтому в то время, когда для украинских предприятий проблемой является найти деньги для выполнения уже заключенных договоров, китайские фирмы могут себе позволить и демпинг, и отсрочку платежей покупателя, и льготные условия технического обслуживания. Аналогичное преимущество имеют и западные производители, чья капитализация многократно превышает рыночную стоимость всего машиностроения Украины. Ярким свидетельством сужения внешних рынков стал проигрыш украинской стороны «Силовым машинам» в тендере на строительство вьетнамской ГЭС «Плэй-Кронг» стоимостью $30 млн.


 


Если «выживание по одиночке» предприятий энергомашиностроительной отрасли в условиях экономической стагнации было оправданным, то сейчас пришло время консолидации отрасли как средства существенного повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.


 


В качестве косвенного свидетельства актуальности консолидации энергомашиностроительных активов можно рассматривать и современный российский опыт. – В Российской Федерации в настоящее время формируется уже вторая по счету (после «Силовых машин») энергомашиностроительная корпорация путем объединения Подольского машиностроительного завода и завода «Красный котельщик» (Таганрог). Не переходя пока к слиянию акционерных капиталов, предприятия создают общую управляющую компанию, которая объединяет закупочную и сбытовую деятельность. Объемы ежегодных продаж новой корпорации оцениваются в $250 млн.


 


Часть 2