У бывшего «регионала» Николая Злочевского появилась уважительная причина опять надолго уехать из Украины. На днях Специализированная антикоррупционная прокуратура возобновила против него уголовное производство. Бизнесмену вменяется злоупотребление служебным положением на должности главы Министерства экологии. Доказать вину Злочевского невозможно, потому что он не принимал прямого участия в распределении принадлежащих государству газовых месторождений. Но даже в таком случае процесс может войти в историю: компании из Burisma Group с грехами оформляли на себя лицензии на разработку углеводородных участков, а значит, даже минимальной принципиальности следствия хватит, чтобы они их потеряли.
Черный день Николая Злочевского – 15 июня. Эта дата стоит в решении Соломенского районного суда Киева об отмене постановления прокурора управления процессуального руководства Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), которым летом прошлого года было закрыто уголовное производство против Злочевского от 16 июня 2015 года.
В постановлении прокурора САП говорилось, что производство закрыто в связи с отсутствием состава преступления. «В ходе досудебного расследования не был установлен состав преступления, поскольку допросами свидетелей-членов комиссий, принимавших решение о выдаче лицензий на недропользование, фактически опровергнуто злоупотребление властью или служебным положением должностными лицами министерства экологии. При этом органом досудебного расследования не получено никаких данным о наличии или отсутствии убытков, причиненных неправомерной выдачей спецразрешений на пользование недрами, а также о размерах причиненных государству убытков в случае их наличия», – написано в материалах дела.
Вывод вполне себе справедливый, потому что сделан на основании показаний допрашиваемых. Из них следовало, что Злочевский не принимал участия в хозяйственной деятельности своих компаний в 2010-2012 гг., когда те получали спецразрешения на пользование недрами пока он был министром экологии. При этом сами компании группы Burisma тогда оформляли участки «в рамках действовавшего на тот момент законодательства».
Все это правда чистой воды, с той только разницей что эти показания давали люди из окружения Николая Злочевского. Речь идет о руководителях компаний Burisma («Пари», «Эксо-Пивнич», «Первая украинская газонефтяная компания», «Алдеа-Украина», «Укрнефтебурение», «Крымтопэнергосервис», «Газойлинвест», «Компания Азов-ойл», «Надрагаз» и «Техноресурс»), и о тогдашних членах межведомственной рабочей группы по вопросам недропользования Министерства экологии, которым тогда руководил Николай Владиславович. При этом следствие почему-то прошло мимо показаний заявителя – народного депутата Татьяны Черновол, по инициативе которой в 2015 года и было открыто уголовное производство.
На этот раз Черновол опять выступила катализатором: именно она обратилась в Соломейский райсуд Киева с заявлением о необходимости возобновить расследование уголовного производства из-за преждевременного решения о его закрытии. Утверждение нардепа базируется на том, что о решении САП закрыть уголовное производство против Злочевского она узнала почти спустя год после вынесения соответствующего постановления – только 2 мая 2018 года. При этом народный депутат утверждает, что владеет документами «имеющими значение для выяснения всех обстоятельств расследуемого уголовного правонарушения».
Не секрет, что Черновол относится к группе депутатов Сергея Пашинского, который уже давно получил имидж «санитара леса» – специалиста по отъему бизнеса у ослабленных игроков, к которым в первую очередь относятся бывшие «регионалы». Злочевский тоже выходец из ПР, но к числу «ослабленных» явно не относится. В первую очередь потому, что известен давними товарищескими отношениями с армейским другом Петра Порошенко Игорем Кононенко.
Если верить сплетням, именно этот контакт год назад и помог Злочевскому договориться о закрытии уголовного производства. Сейчас, несмотря на его возобновление, лично Николаю Владиславовичу ничего не угрожает. Основанием для этого утверждения является тот простой факт, что за два года управления Министерством экологии Злочевский не поставил ни одной подписи под решениями о выдаче спецразрешений своим компаниям, а значит, не может быть привлечен к ответственности.
Другой вопрос, что «безопасность Злочевского» не означает «безопасность Burisma Group». Этой взаимосвязи нет по той причине, что при выдаче лицензий структурам Николая Владиславовича допускались явные процедурные нарушения. Один из примеров – оформление Никловицкого газового месторождения на ООО «Пари»: компания получила спецразрешение на эксплуатацию этой площадки от Госгеослужбы до того, как это решение одобрила местная власть – Львовский облсовет.
К остальным структурам Burisma тоже есть вопросы, поэтому уголовное производство САП может трансформироваться в кампанию по аннулированию выданных с нарушениями лицензий. Очевидно, что Злочевский будет пытаться сбить эту волну. Обойдется ему этот процесс явно недешево, но у Сергея Пашинского наверняка готовы поторговаться.