Третий лишний: как «Нафтогаз» и «Укрнафта» остановят «Днепразот»

Share

Производственное партнерство «Укрнафты» с «Днепразотом» началось летом 2010 года, когда стороны подписали договор аренды имущества №665/10-4. В его рамках завод сдал в эксплуатацию собственный цех синтеза аммиака, производственные потребности которого компания начала на давальческих условиях обеспечивать газом собственной добычи.

Найти общий интерес в сотрудничестве «Укрнафте» и «Днепразоту» было несложно, потому что оба предприятия управляются группой «Приват» Игоря Коломойского. Со стороны эта ситуация выглядела как тот редкий случай, когда обвинять миллиардера из Днепра не в чем. На тот момент «Укрнафте» было в разы выгоднее отправлять газ на собственные технологические нужды (на производство удобрений на арендованных у «Днепразота» мощностях), чем выполнять требования тогдашней законодательной базы о продаже ресурса по заниженному тарифу «Нафтогазу Украины» для обеспечения нужд населения.

Но Коломойский смог «передать привет» государству, владеющему половиной уставного фонда «Укрнафты», даже здесь: договорные отношения с «Днепразотом» подразумевали отгрузку химической продукции на условиях предоплаты, чем в «Привате» не брезговали пользоваться. На выходе получилось так, что химзавод еще с 2014 года должен добывающей компании 270 млн. грн., которые были переведены на счета «Днепразота» как раз под строкой предоплаты, но так и не были акцептированы обратной отгрузкой удобрений.

К чести Игоря Валерьевича, эти деньги скоро будут возвращены «Укрнафте». Правда, не совсем по доброй воле (на основании постановления хозсуда Днепропетровской области, вынесенного осенью т.г.), и не совсем честно (выплата будет осуществляться в течение всего 2018 года траншами по 20 млн. грн. в месяц без компенсации инфляционных, выплат пеней и штрафов).

Но есть и хорошие новости. В первых числах нового года истекает срок действия договора аренды мощностей «Днепразота». Осенью этого года член правления «Укрнафты» Джонатан Поппер заявил об отсутствии планов у компании продлевать этот контракт. «В 2018 «Укрнафта» выйдет на внутренний рынок со свободным объемом газа. Контракт с «Днепразотом» действует до конца года и не будет продлен», – сказал он.

Почему в «Привате» приняли такое решение? Для ответа на этот вопрос есть минимум две версии. Первая: современная законодательная база уже не содержит обязательств компаний с госдолей 50%+1 голос и выше, к числу которых относится «Укрнафта», продавать собственный ресурс по заниженному тарифу «Нафтогазу». Вторая: давальческая кооперация с «Днепразотом» создает «Укрнафте» вполне ощутимые проблемы.

Например, в прошлом году НАБУ открыло против должностных лиц добывающей компании уголовное производство по признакам нарушения статей №191 (Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) и №368 (Получение взятки) УК Украины. Им вменяется тот факт, что в прошлые годы «Укрнафта» проводила де-юре предназначенный для удовлетворения нужд населения газ как «газ для технологических потребностей».

«Учитывая наличие значительной разницы в стоимости газа собственной добычи и стоимости импортированного газа «Нафтогазу» причинены убытки в особо крупных размерах», – говорится в материалах НАБУ, которые в итоге вполне могли бы лечь в основу принудительного расторжения отношений между «Укрнафтой» и «Днепразотом».

Какая из этих версий сыграла ключевую роль в решении Игоря Коломойского прекратить договорные отношения между подконтрольными ему предприятиями, непонятно. Но в любом случае его шаг беспроигрышен. По данным источников UAprom, недавно «Укрнафта» получила от «Нафтогаза Украины» предложение о выкупе всего объема производимого ею природного газа по цене сопоставимой со ставками импортируемого ресурса. А это как раз то предложение, которого Коломойский ждал от государства больше 10 лет.