Бюро находок: НАБУ ищет сверхприбыли у ТЭС

Share

Клиентская база Национального антикоррупционного бюро расширилась на одну строчку. Ее новый пациент – Нацкомиссия по регулированию энергетики, руководство которой подозревается в игре на тепловую генерацию. Сейчас у команды Артема Сырника жнива – детективы активно собирают компромат на подозреваемых. Этот процесс только начался, но уже видно, что он не будет легким. Зато резонанс от этой активности гарантирован.

Публичному конфликту между НАБУ и НКРЭ чуть больше двух месяцев. Тогда стало известно о решении Соломенского районного суда Киева предоставить детективам доступ к документам с расчетами формирования так называемой прогнозной оптовой рыночной цены электроэнергии в период 2014-2017 годов.

На самом деле это только эпизод в противостоянии, открытом еще в начале года. Тогда Национальным антикоррупционным бюро против главы и членов Нацкомиссии было открыто уголовное производство по признакам нарушения статьи №364 Уголовного кодекса (Злоупотребление властью или служебным положением). Речь об отдельном эпизоде – принятии постановления №289 от 3 марта 2016 года, которым была утверждена формула расчета цены продажи электроэнергии отечественной тепловой генерацией, в которой заложена цена угля в порту Роттердама (так называемая формула «Роттердам+»).

«Принятие формулы привело к экономически необоснованному и не подтвержденному фактическими затратами увеличению цены приобретения электроэнергии госпредприятием «Энергорынок» у энергогенерирующих компаний, что привело к тяжелым последствиям для общества», – это выдержка из ходатайства НАБУ, направленного в суд с целью получить доступ к банковским документам компаний тепловой генерации.

«НКРЭ рассчитало оптовую рыночную цену электроэнергии по завышенной стоимости энергетического угля на II-IV квартал 2017 года, что было утверждено постановлениями №337 от 23 марта 2016 года, №1178 от 24 июня 2016 года и №721 от 28 апреля 2016 года. Это позволило компаниям тепловой генерации в период с июля 2016 года по март 2017 года получить сверхприбыли от дальнейшей продажи электроэнергии в Оптовый рынок, потребителей энергии – безосновательно понести затраты на ее приобретение», – говорится в обращении.

Мотивация НАБУ простая: «Роттердам+» поднял официальную планку расходов ТЭС на закупку угля, и тем самым спровоцировал рост продажи цены электроэнергии, производимой за счет его сжигания. В общем, это игра в интересах сразу трех крупных игроков: государства («Центренерго»), Александра Януковича («Донбасенерго») и Рината Ахметова («Днепрэнерго», «Востокэнерго», «Западэнерго»).

Уже хотя бы из-за такого коллектива открытое производство НАБУ интересное. Но особенно нескучно становится после изучения его подробностей. Например, у Артема Сытника официально говорят о «существовании реальной угрозы изменения или уничтожения документов», которые их интересуют.

Из-за этого поначалу детективы даже пытались добиться санкции суда на изъятие банковских выписок без предварительного уведомления об этих планах самих финансистов. Но секрета не получилось. Сюрприз испортил Соломенский районный суд Киева: 10 июля он отказал в ходатайстве НАБУ, объяснив свое решение тем, что детективы не предоставили веских доказательств своих подозрений.

В общем, как всегда суду не хватает какой-то бумаги: то ли купюр, то ли документов. Но оформили отказ дипломатичнее: «проверив предоставленные материалы ходатайства, суд пришел к выводу об отказе его удовлетворения в связи с тем, что детективами не доказана возможность использования в качестве доказательств ведомостей, содержащихся в банковских документах».

В неофициальных разговорах представители НАБУ говорят, что эта информация (платежи с входящими и исходящими сальдо, дебетовые и кредитовые обороты, назначение платежей по расчетным счетам) имеет критическое значение, потому что она – ключевое доказательство реальных расходов ТЭС на закупку угля.

Шанс добиться своего у сотрудников Сытника есть еще в апелляционной и кассационной инстанциях. Но даже если он будет упущен, результат все равно придет: активность НАБУ наделяет компании тепловой генерации статусом проблемных, а это качественная гарантия отсечения лишних участников в надвигающихся конкурсах по продаже их госпакетов.