Андрей Амелин: «В Украине серьезный дефицит мощностей по дноуглублению» (Часть 1)

Share

– Андрей Николаевич, расскажите, на каком этапе сейчас в морпортах ведутся дноуглубительные работы?

– В настоящее время уже завершен этап работ в Белгород-Днестровском морпорту (800 тыс. куб. м), интенсивно ведутся работы в Бердянском и Мариупольском МТП (830 тыс. куб. м), на БДЛК (12 тыс. куб. м), на ГСХ «Дунай-Черное море» (188 тыс. куб. м), завершен проект в Одесском морпорту (26 тыс. куб. м). А в ближайшее время начнутся работы в морском порту «Южный». Работы выполняются как собственным флотом, так и по контрактам.

– Действительно ли, подходной канал в Мариупольском МТП обмелел с традиционных 8 м до 7,2 м?

– Подходной канал мариупольского порта ни на один день не прекращал проход судов. Суда всех размеров проходили в 2015 году и продолжают проходить через него. Некоторая отсрочка начала дноуглубительных работ была связана с необходимостью выполнения процедур, предусмотренных законом «Про закупки». Уже через несколько дней после заключения договора дноуглубительное судно приступило к работе и в настоящее время стабильно работает.

Никогда в 2015 году глубины не уменьшались до отметки 7,2 м. Возможно, эта цифра была сформирована по данным осадок. Осадка 7,2 м была незначительное время, что не повлияло на судозаходы. Осадка и глубины — это разные вещи. В настоящее время проходная осадка составляет 7,8 м.

– Какие планы дноуглубительных работ в морпортах Украины в этом году? Назовите наиболее масштабные проекты, а также ожидаемую выгоду.

– Общий бюджет на дноуглубление превышает 1 млрд. грн. Наиболее масштабными по финансированию будут Бердянск, Мариуполь, «Южный», каналы БДЛК и ХМК, а также Белгород-Днестровский порты. Поддержание глубин в портах будет профинансировано в достаточных объемах по всем основным портам, где это необходимо.

Хочу обратить внимание, что АМПУ не ставит целью получение выгоды. Средства, полученные от портовых сборов будут потрачены на обеспечение безопасности мореплавания, поддержание глубин и развитие инфраструктуры.

В Одесском МТП возобновлено строительство контейнерного терминала «Карантинный мол», откорректирован проект с уже другой технологией строительства. Согласно плану, причальная линия будет 600 м, осадка должна быть 14 м, больше нет необходимости.

В морпорту «Южный» в 2016 году будут возобновлены работы по дноуглублению до 20 м, проект предусматривает максимальную глубину в 21 м, будем к этому стремиться. Кроме того, сейчас мы рассматриваем совместный проект с компанией «М.В. Карго» и Cargill по строительству зернового терминала. Модель сотрудничества выглядит так: 25-й причал и наземный терминал строит «М.В. Карго», а АМПУ «подводит под причал» глубину.

– Какие плюсы для Украины и АМПУ в частности несет подписание Меморандума о взаимопонимании с мировыми компаниями Jan De Nul nv., Boskalis и Van Oord? Какие работы они могут проводить в Украине?

– Эти три дноуглубительные компании являются мировыми лидерами. Сейчас мы их информируем об объемах капитального и эксплуатационного дноуглубления, которые нам необходимо сделать в 2016 году, формируем информационный обмен. Далее будет объявлен конкурс. Эти компании могут сделать любые работы по дноуглублению в Украине.

На сегодня существует серьезный дефицит мощностей по дноуглублению, поскольку все имеющиеся в наличии ресурсы заняты и работают по контрактам АМПУ. Кстати, на 2016 год запланировано 8 млн. эксплуатационного и 6 млн. куб м капитального дноуглубления.

Подписание меморандумов и предложение АМПУ позволит привлечь в Украину дополнительный флот и влиять на понижение цены на дноуглубление. Это в своем роде расширенная конкуренция, и на тендера будет заходить больше контрагентов.

Упомянутые Вами компании, в первую очередь, интересуют объемы дноуглубления. За счет мощного флота они могут очень быстро сделать данные работы, поэтому один из пунктов переговоров был вопрос финансовой поддержки: это может быть оформлено в виде рассрочки погашения платежей, либо будут привлечены кредитные средства под гарантии.

В 2017 году мы также планируем серьезные дноуглубительные работы. Сколько – будет известно по результатам работы первого полугодия 2016 года. Если нам удастся осуществить все задуманное в этом году, мы закроем многие вопросы, и к 2017 году перейдем к плановым дноуглублениям.

– Что влияет на ценообразование?

– Цена за 1 куб. м формируется несколькими факторами. Прежде всего — какая техника работает. Существует несколько категорий грунтов (первая — ил-песок, вторая — песок с глиной, третья — песок с твердой глиной и четвертая — смугляк, пятая и шестая — почти камень), и чем сложнее грунт, тем более дорогостоящая технология и больше требуется времени на осуществление работ. Больше затрат времени на работу флота – больше стоимость. Еще один фактор — дальность свалки и количество шаланд.

Всего на ценообразование влияет около 23 факторов. Вот, например, некоторые из них – глубина и площадь черпания; технология производства; характеристики и состав земкаравана; пропуск судов в условиях круглосуточной работы портов; мобилизация и демобилизация земкаравана; промерные и водолазные работы, экологические мониторинги и другие сопутствующие затраты.

– Есть ли у Украины свой дноуглубительный флот? В каком он состоянии?

– Дееспособный дноуглубительный флот у Украины практически отсутствует. О состоянии старого (еще с советских времен), которому уже более 50 лет и который как морально, так и технически исчерпал себя, не стоит и говорить. При этом восстановление и обслуживание устаревшего оборудования является экономически неэффективным.

– Делает ли АМПУ заказы на строительство судов украинским или зарубежным судостроительным заводам? Какие суда строятся? На каких заводах?

– АМПУ в рамках обеспечения выполнения своих функций и задач планирует обновление своего флота, в частности, модернизацию существующего и приобретение нового. Так, в рамках расходов финплана АМПУ на 2016 году запланировано приобретение универсального судна ПС, НМС и лоцманского катера. Кроме того, планируется покупка спасательного флота. Одновременно мы рассчитываем на дальнюю перспективу, например, до 2018 года планируем приобрести до 20 судов разного типа: лоцманские, спасательные, многоцелевые суда, землесосы и т.д.

Во второй части интервью читайте о грузопотоках в украинских МТП, а также проблеме портовых сборов и ж/д тарифов.