В ноябре в Турции произошло два события, немаловажных для Украины и ее товарного экспорта. Во-первых, после парламентских выборов в стране, наконец, наметилась политическая стабилизация и прекратилась девальвация, развивавшаяся с лета; это сразу улучшило деловые ожидания, а стоимость металлопроката на национальном рынке начала расти. Во-вторых, турецкие ВВС сбили российский Су-24, и Москва «мстит» сворачиванием торговли с Анкарой. Оба этих события дают отечественным экспортерам шанс расширить поставки в Турцию.
Ноябрьский ренессанс
Первая половина ноября стала «мини-ренессансом» для турецкой деловой среды в целом и металлорынка в частности. Повышение деловой активности сразу оживило спрос на прокат, и цены тоже поползли вверх, увеличившись на $10-15/т. Например, арматура в ноябре на внутреннем рынке Турции подорожала до $350-370/т EXW без НДС. Но это лишь первые проблески на фоне многомесячной рыночной депрессии; местный металлорынок переполнен из-за активного импорта и сужения экспорта, и остается рынком покупателя.
В такой обстановке некоторые украинские метгруппы в течение ноября «заглушили» часть своих мощностей и тем самым ослабили предложение плоского проката в черноморском регионе. Эффект не заставил себя ждать: цена г/к рулона для поставок в Турцию стабилизировалась в районе $265-275 долл./т FOB. Причем у конкурентов из России рулон стоит на $5-10/т дороже, и это уже в первой половине ноября оживило интерес турецких потребителей к продукции из Украины. Теперь же, после демаршей Кремля в связи со сбитым Су-24, этот интерес может только усилиться.
Ноябрьская «турецкая весна» активизировала и страновой рынок стального лома, до того в сентябре-октябре просевший до минимальных значений ввиду низкого спроса. В середине ноября импортный лом HMS №1&2 (80:20) подорожал в Турции до $200/т CFR – это максимум за 2 месяца. Впрочем, пополнив склады до конца года, металлурги снова прекратили закупки, и котировки снова поползли вниз.
К тому же на региональном рынке по-прежнему сильны позиции товарной заготовки из Китая, которая летом значительно потеснила лом в структуре закупок турецких метпредприятий. Однако поставщики из КНР известны такими минусами, как необязательность соблюдения сроков и других контрактных условий (и это касается самых разных товаров), а их продукция грешит недостаточным качеством. Поэтому в Турции есть место и лому, и некитайской заготовке, включая отечественную.
Шансы по группам
Инцидент же со сбитым самолетом дает украинским металлургам дополнительные шансы расширения поставок. По имеющимся сведениям, в 2015 году РФ поставит туркам различной металлопродукции примерно на $1,6 млрд. в ноябрьских ценах. Кремль явно идет на дальнейшую эскалацию конфликта, и если допустить, что по политическим причинам хотя бы треть этого товаропотока исчезнет, то наша страна получает потенциальную возможность уже в следующем году нарастить металлоэкпорт на $500 млн., в основном по листу и полуфабрикатам.
То же самое относится и к другим товарным группам. Так, в 2014 году Турция приобрела около 2 млн. т российского железорудного сырья, которое также может быть замещено поставками из Украины. А ежегодный агроэкспорт «федералов» на турецкий рынок оценивается в $2,5 млрд., и это тоже может быть полем для деятельности отечественных операторов. Тем более что Анкара остается для Киева главным экспортным направлением: по результатам 10 мес. года она заняла первое место среди всех стран по закупкам украинских товаров – $2,1 млрд., это 7,3% общего объема.
Существуют также предпосылки для экспорта в Турцию продукции с большей добавленной стоимостью, в т.ч. машин и оборудования. Пока что по соответствующему разделу УКТВЭД (№XVI) поставки минимальны, всего $8,2 млн. за январь-октябрь. Но они могут развиваться за счет горно-шахтной техники, по которой у производителей в Украине есть большой опыт и к которой уже проявляют интерес турецкие компании. В конечном счете, уже в 2016-17 гг. отечественный товарный экспорт в Турцию может приблизиться к $4 млрд. в год, вернувшись тем самым на уровень 2012-13 гг. И эта цифра может быть еще больше – если будет «доведена до ума» зона свободной торговли с Турцией, переговоры о которой идут уже много лет.