Последние решения украинских властей резко ослабили влияние Игоря Коломойского на нефтяной сектор. Таким образом, бизнесмен потерял стимул продолжать работу с энергоресурсами и уже скоро может решиться на продажу своих нефтяных активов. Имя их нового владельца может удивить даже старожил рынка.
Начало весны стало сплошной черной полосой для группы «Приват». Первый удар по ее интересам был нанесен во второй половине марта, когда должности главы правления ПАО «Укртранснефть» лишился близкий днепропетровцам Александр Лазорко. А еще спустя несколько дней вступили в силу изменения в Закон «Об акционерных обществах», позволяющие государству самостоятельно созывать и проводить собрание акционеров на ПАО «Укрнафта», управляемое «приватовскими» менеджерами.
На рынке эти шаги воспринимались по-разному. Одни считали произошедшее элементами открытой войны между Игорем Коломойским и президентом Петром Порошенко. Другие говорили о том, что эти события являются всего лишь попыткой власти навести порядок в энергетической отрасли, ведь «Укртранснефть» и «Укрнефть» относятся к сфере государственного управления.
В романический (второй) сценарий верится с трудом, ведь можно вспомнить десятки других государственных энергокомпаний, которые по сегодняшний день управляются представителями частного бизнеса. Показательный пример – государственное ПАО «Укргаздобыча», которым сейчас управляет Сергей Костюк, близкий к западноукраинскому бизнесмену Игорю Еремееву. Кстати, как раз Игоря-луцкого и винит в своих бедах Игорь-днепропетровский. Он уверен в том, что на место его менеджеров в вышеупомянутых компаниях вскоре могут прийти представители WOG, поэтому пообещал сделать все возможное, чтобы не допустить этого.
В этом контексте борьба за звание нефтяного фаворита Украины выглядит явно не завершенной, а следовательно – слухи о свержении Игоря Коломойского с этого трона являются преувеличенными (или как минимум преждевременными). Но на самом деле как бы ни завершилось нефтяное противостояние, можно однозначно быть уверенным в том, что работать на рынке на прежних условиях «Приват» уже не будет.
К примеру, днепропетровцы уже явно не вернут себе преференцию скупки по демпинговой цене нефти «Укрнефти» (потому что против этого будет работать Аукционный комитет, сформированный из чиновников-оппонентов Коломойского). А это позволяет сделать ключевой вывод: власть безвозвратно разрушает вертикально-интегрированную нефтяную компанию, которую днепропетровский олигарх де-факто построил на базе государственных профильных компаний.
Это обстоятельство имеет роковое значение, поскольку в новых условиях «Приват» будет вынужден кардинально перестроить свою экономику. Для того чтобы с этим согласиться, достаточно сказать, что лишившись источника дешевой нефти, Коломойский автоматически теряет возможность реализовывать с уценкой произведенные из нее нефтепродукты. Простыми словами, Игорь Валерьевич теряет ценовое преимущество перед конкурентами, а это неминуемо негативным образом скажется на проливах в его автозаправочной сети.
Вкупе эти обстоятельства говорят о том, что вскоре днепропетровскому магнату будет элементарно невыгодно продолжать работу на нефтерынке, а значит, он вполне может задуматься о продаже этого крыла своего бизнеса. Сейчас такая сделка кажется нереальной из-за развязанной русскими войны, в состоянии которой находится Украина. Но у этого процесса есть и обратная сторона медали: в том числе под давлением боевых действий, стоимость украинских активов (включая энергетические) просела до исторического минимума, что привлекает международных спекулянтов.
Фаворитом среди них является американский финансист Джордж Сорос, который несколько недель назад публично объявил о готовности вложить «значительные средства в Украину». Главное же преимущество Сороса в том, что он является одним из отцов-основателей международной организации EITI (Инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях), чьи правила игры на законодательном уровне вскоре может принять Украина. Как только Верховная Рада сделает соответствующий шаг, нефтедобывающий рынок нашей страны перейдет на работу по мировым стандартам прозрачности своих доходов, с которыми жизнь отечественной олигархии, включая Игоря Коломойского, несовместима.