Реформа украинской оборонки стала подарком для Китая

Share

Рост нелицензионного копирования компаниями КНР некоторых образцов украинского оружия можно назвать единственным реальным итогом затеянной еще в 2010 г. реформы украинской оборонной промышленности.


Украина оказалась перед новыми внешними и внутренними вызовами в сфере торговли оружием. По обнародованным в конце мая данным отраслевой конференции Национального института стратегических исследований (НИСИ), к числу наиболее первостепенных новых внешних вызовов отнесены два – растущая военно-техническая экспансия Китая и политические катаклизмы, потрясшие страны Ближнего Востока и Северную Африку. И если утрата Украиной рынков Египта, Ливии, Сирии и Йемена станет реальной только в случае перехода власти в указанных странах из рук военных элит, заинтересованных в импорте оружия, в руки гражданских политических партий, то вторая угроза – рост «китайского копирования» – уже стала реальностью.


Сравнительно недавно, в 2009 году, Украине удалось вовремя отреагировать на один из ударов китайской экспансии – попытку нелицензионной продажи армии Перу большой партии украинско-пакистанско-китайских танков МБТ–2000. Этот контракт Пекином был денонсирован. И линию двигателестроения на харьковском НПО им. Малышева удалось вывести из-под удара. Но время не стоит на месте, и, судя по обнародованным на конференции НИСИ официальным данным, производители спецтехники КНР начали наращивать политику технологических заимствований, прекрасно понимая, что из-за затянувшихся украинских реформ они вряд ли встретят на своем пути своевременный и адекватный отпор. Особенно если учесть, что официальный Киев рассчитывает на финансовые преференции от Поднебесной.


Наиболее известными жертвами технологической экспансии Китая в 2011 году уже стали украинские производители автомобильных комплексов радиоэлектронной борьбы и подавления «Мандат» Б1Е (постановщики радиоэлектронных помех). Ими являются донецкое ОАО «Топаз», запорожский казенный завод «НПК «Искра» и кременчугское ОАО «КРАЗ». В далеком 2002 году они поставили Китаю две системы из четырех радиолокаторов каждый. За неполные десять лет китайцы смогли наладить нелицензионное производство аналогичных систем. В итоге к 2011 году китайская компания CATIC China Electronic Technology Import & Export Corporation начала самостоятельный выход на мировые рынки с продукцией, поразительно похожей на «донецкие «мандаты».


Украинские эксперты ожидают, что следующим объектом китайского копирования в 2012 году станут газотурбинные силовые установки николаевского государственного завода «Заря Машпроект». Дело в том, что в 2010 году Украина взяла на себя обязательство поставить эти турбины в Китай в рамках заключенного контракта на поставку партии десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Причем, по неофициальным данным, при ограниченном финансировании украинской армии, а значит невозможности оснащения «Зубрами» отечественных Военно-морских сил, контракт был заключен на условиях, которые предполагают сборку или ремонт части турбин на территории КНР. Со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями. Хотя еще в конце прошлого века во время реализации Украиной аналогичного контракта с Грецией завод поставлял силовые установки украинской армии, и продажа уже шла из арсеналов флота.


Если верить исследованиям НИСИ, официальный сценарий реагирования на такие вызовы предлагает решать проблемы в плоскости внешнеторговых корпоративных войн и наведения порядка в финансировании украинской армии. Менее сдержаны в эмоциях неправительственные эксперты. Они упрекают власти в том, что растущий натиск Китая и возможный уход с рынков Ближнего Востока вполне похож на преступную халатность, которую киевские инициаторы реформ допустили то ли в погоне за комиссионными, то ли «по непониманию». По их однозначному убеждению, Украина давно не строит новые заводы, существующие производственные линии не совершенствует и не внедряет современные технологии. «Мы единственная страна Восточной Европы, которая за последние 20 лет так и не смогла провести на своей территории ни одной международной ярмарки вооружений. Стратегия экономического развития Украины нынче – это развитие энергетических и сырьевых отраслей промышленности. Но они не связаны с производством конечных инженерных продуктов. Руда, транзит газа, нефть, электроэнергия, металл – все это не для нашей промышленности. Это же на экспорт. А наша собственная промышленность практически ничего не производит. И она все меньше и меньше потребляет», – подытожил исследования НИСИ глава ассоциации «Украинские оборонные технологии» Владимир Грек.


DISCOVERY: На ВПК – 88 млн. грн.


Кроме новых внешних угроз утраты ранее устойчивых рынков, украинское оборонное машиностроение к 2011 году оказалось еще перед одним, сугубо внутренним вызовом – незавершенной отраслевой реформой, которая, не построив ничего нового, разломала годами складывавшуюся систему формирования оборонного заказа.


НИСИ был представлен крайне негативный прогноз ассоциации «Украинские оборонные технологии», связанный с состоявшимся в 2010 году выходом Украины из числа первой десятки мировых экспортеров оружия. По этому прогнозу, в 2012 году впервые за всю историю страны расходы на оборону составят 1% от ВВП, вследствие чего экспортные доходы будут и дальше снижаться. Стоимость государственных контрактов на разработку и производство вооружений, как и в предыдущие годы, составит более 4 млрд. грн. В то же время, по подсчетам ассоциации, на 2011 год правительство выделило на эти цели из общего фонда госбюджета всего 88 млн. грн., пообещав еще из Специального фонда целых 0,3 млрд. грн. вместо уже законтрактованных 4 млрд.


«Развитие экспорта невозможно без госзаказа, но Кабинет министров известным постановлением №374 от 6 апреля 2011 года окончательно забрал у уполномоченных ведомств конституционные права обеспечения обороноспособности государства. Эти права были переданы хозяйствующему субъекту, госкомпании «Укроборонпром». Какой теперь центральный орган исполнительной власти будет проводить государственную политику в этой сфере? Кто будет государственным заказчиком? Кто теперь будет выполнять функции, ранее возлагавшиеся системой государственных стандартов на Минпромполитики?» – заявил глава ассоциации Владимир Грек.


По словам Грека, вместо формально исчерпавшей свой срок «Концепции военно-технического сотрудничества Украины с зарубежными государствами на период до 2010 года» правительство за полтора года работы так и не смогло предложить ничего нового. В результате при потребности замены 600 образцов вооружений в разработке находятся всего 20. Приостановлены закупка и финансирование 100 новых образцов, уже принятых на вооружение. Более того, не выделяются ассигнования на участие Украины в международных проектах, что угрожает торговыми санкциями – речь идет прежде всего, об украинско-российском проекте Ан–70, 50% стоимости которого в отличие от Киева исправно финансирует российская сторона. А также и об украинско-европейском судостроительном проекте «Корвет» и украинско-французском проекте модернизации вертолетов Ми–24 (по контракту, первый из них должен был полететь еще в конце 2010 года).


Комментарии