Русификация ОПЕК отложена

Share

Нефтедобывающие государства вынуждены объединять усилия: нефть дешевеет, несмотря на сокращение странами ОПЕК добычи. Поэтому особые надежды картель возлагает на сближение с «независимыми» нефтедобытчиками и, прежде всего, с Россией, как крупнейшим из них. Вновь на повестку дня встал вопрос о возможном вхождении РФ в Организацию стран-экспортеров нефти, процесс которого, судя по всему, по инициативе Кремля увязывается с созданием глобального газового картеля, аналогичного по функциям ОПЕК.


За последние три месяца нефтяные котировки совершили беспрецедентный ценовой кульбит от исторического максимума ($147 в июле) к четырехлетнему минимуму (менее $40 за баррель). Как следствие – бюджеты нефтедобывающих государств трещат по швам, а аналитики и сами нефтяники прогнозируют существенный спад инвестиций в нефтедобычу.


В частности, российский бюджет на следующий год верстался в надежде на стоимость нефти в районе $100 за баррель. А бездефицитность бюджета гарантировалась при стоимости Urals в $70 за баррель. При том, что на сегодня котировки российской нефти уже в два раза ниже этого казавшего недавно слишком пессимистичным показателя. Как следствие, по данным Merrill Lynch, удешевление барреля на $1 сокращает расходную часть российского бюджета на $2,2 млрд. и при среднегодовой стоимости Urals в $30 за баррель бюджет недополучит порядка 3,5 трлн. рублей. Аналогичные показатели закладывали в свои бюджеты и правительства других нефтедобывающих стран, и советы директоров крупнейших нефтяных корпораций.


В ответ на ценовое пике нефтяных котировок ОПЕК за последние 3 месяца сократил добычу в целом на 4,2 млн. баррелей в сутки. Но биржи не поверили в эффективность этих мер: в ответ на решение о сокращении мировой нефтедобычи на рекордные 2,2 млн. баррелей от 17 декабря цены буквально на следующее утро упали еще на несколько долларов, продемонстрировав четырехлетний минимум. И продолжают колебаться вокруг отметки в $40 за баррель.


При этом ценовые прогнозы на следующий год при всей их разнонаправленности в лучшем случае обещают стабилизацию стоимости нефти на уровне $60-70 за баррель. Пессимисты же вообще не исключают обвала котировок до $10-20 за баррель. Наряду с отраслевой и геоэкономической ангажированностью многих прогнозистов, надежное предсказание стоимости нефти затруднено, прежде всего, по причине спекулятивного характера процесса формирования биржевой стоимости нефти, мало зависящего от объективных параметров соотношения предложения и спроса на сырую нефть и продукты ее переработки.


К тому же, сложно точно оценить глубину и длительность рецессии мировой экономики (и соответствующего снижения спроса на энергоресурсы), а равно и дисциплинированность членов ОПЕК (и РФ как его самого мощного союзника) в деле сокращения объемов нефтедобычи. Предыдущая практика свидетельствует о хронических проблемах с исполнением взятых на себя «сократительных» обязательств. В т.ч. провалом завершилась и предыдущая попытка координации сокращения добычи между РФ и ОПЕК. Как отмечает обозреватель RusEnergy Михаил Крутихин, «в 2006 г. уже была предпринята попытка удовлетворить ОПЕК. Сначала пообещали сокращение на 150 тыс. баррелей в сутки, потом уточнили, что, скорее всего, будет 50 тыс., потом 35 тыс. баррелей. В результате нефтяные компании увеличили добычу на 150 тыс. баррелей в сутки».


Тем не менее, руководство картеля не теряет надежды склонить российское руководство к гораздо более тесному сотрудничеству ради успеха «общего нефтяного дела». Это тем более актуально, что с 1 января 2009 г. из ОПЕК выходит Индонезия. И, по словам президента ОПЕК Шакиба Хелиля, «мы всегда желали, чтобы Россия присоединилась к ОПЕК. Это усилило бы мощь картеля в плане контроля за производством, которое выросло бы с нынешних 40% до 50% от мирового объема».


Предполагалось, что в повестку дня вышеупомянутого последнего заседания картеля будет даже включен вопрос о принятии России в ОПЕК. Накануне президент РФ Дмитрий Медведев дипломатично «не исключил возможности» вступления России в ОПЕК (ранее в том же духе высказались и руководитель Минэнерго России Сергей Шматко, и профильный вице-премьер Игорь Сечин).


Но сенсации не случилось. Пока стороны ограничились договоренностями о согласованной политике. По словам руководившего российской делегацией И.Сечина, «итогом состоявшихся переговоров с руководством ОПЕК станет создание совместной рабочей группы, которая займется выработкой согласованных подходов с целью решения наиболее важных проблем мировой нефтяной отрасли… Более тесной координации способствовало бы и предоставление РФ статуса постоянного наблюдателя в ОПЕК».


Понятно, что на данном этапе «наиболее важной проблемой мировой нефтяной отрасли» и для РФ, и для ОПЕК является стремительно дешевеющая нефть. Поэтому Кремль пообещал поддержать картель и снизить добычу. Но при этом речь пока не идет о действительно скоординированной политике. В случае если цены останутся на сегодняшнем или более низком уровне, российские компании будут просто вынуждены сократить экспорт на 320 тыс. баррелей в сутки, или 16 млн. т в целом за 2009 г., вне зависимости от позиции ОПЕК. Именно такое сокращение и пообещали (но не гарантировали) картелю россияне. В случае же роста нефтяных котировок Россия фактически оставляет за собой право на самостоятельные решения.


Здесь также необходимо отметить, что неявным, но достаточно серьезным камнем преткновения для дальнейшего сближения РФ с нефтяным картелем является вопрос создания «газового ОПЕК», активно лоббируемого Кремлем, как распорядителем наибольшего в мире газового потенциала. На конец декабря запланирован очередной (московский) раунд соответствующих переговоров в ходе форума стран-экспортеров газа. И, судя по достаточно прохладным «российским» итогам последнего заседания «настоящего» ОПЕК, создание газового картеля, который формируется из ведущих членов картеля нефтяного, по-прежнему не может преодолеть стадию предварительных консультаций.