Бакинский саммит: Украина не прошла каспийские броды

Share

IV Международный саммит по вопросам энергобезопасности прошел в Баку в существенно расширившемся составе. Соответственно, расширилась и повестка дня. Теперь нефтетранспортный маршрут Баку-Броды-Гданськ рассматривается уже не как единственный или хотя бы приоритетный, а только в качестве одного из перспективных путей вывода каспийской нефти на европейский рынок.


В работе IV энергетического саммита наряду с руководителями Азербайджана, Украины, Венгрии Грузии, Литвы, Латвии, Польши Турции, Эстонии приняли участие высокопоставленные представители Еврокомиссии, США, ряда восточноевропейских и балканских государств, а также Казахстана и Туркменистана. Таким образом, на мероприятии были представлены практически все ключевые игроки (за исключением демонстративно отказавшейся от участия в саммите РФ) в деле освоения и транспортировки каспийских углеводородов. По итогам многосторонних консультаций была одобрена соответствующая декларация.


Среди основных задач по «укреплению энергобезопасности и развитию межгосударственного сотрудничества в сфере поставок и транзита энергоресурсов», содержащихся в Бакинской декларации, следует особо отметить утверждение показателей технико-экономического обоснования Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) по маршруту Баку–Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск. Но при этом сам коридор уже рассматривается в нескольких альтернативных вариантах, а не только в привязке к маршруту Баку–Плоцк, который теперь получил статус не «приоритетного» (как было зафиксировано в декларации по итогам предыдущего Киевского энергосаммита), а «одного из значимых». Комментируя эту трансформацию, президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев отметил, что «в декларации нашли отражение различные проекты, по которым мы будем сотрудничать», но при этом «они не содержат в себе угрозу друг для друга».


Украинская сторона, тем не менее, сохраняет уверенность, что в любом случае проект Одесса-Броды остается для Баку наиболее привлекательным. В том числе и потому, что стоимость первого этапа реализации ЕАНТК (в его «украинизированном» варианте») составит приемлемые «менее $1 млрд.». Сам проект должен быть завершен до конца текущего года, на чем синхронно акцентировали внимание президенты Украины и Азербайджана.


Что касается ресурсного обеспечения Одесса-Броды, то, как уверен уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский, вопрос нефти для заполнения нефтепровода не стоит. Речь идет о 5-9 млн. т сырья, из которых 5-6 млн. т могут закупать украинские потребители, а еще порядка 3 млн. т – это доля перспективных потребителей «западнее Украины».


Серьезным аргументом в пользу этих расчетов является стремительно растущая добыча нефти на азербайджанских месторождениях (см. Табл.). А к энергосаммиту хозяева, стремясь произвести еще более благоприятное впечатление, огласили высокую вероятность удвоения промышленных запасов нефти в Азербайджане (составляющих сейчас порядка 2,2 млрд. т при экспортном потенциале в 50-60 млн. т).


Более того, обрели реальные очертания перспективы получения Украиной казахстанской нефти. Хотя Бакинскую декларацию Казахстан (как и Туркменистан) не подписал, но, учитывая преимущественно декларативный характер подобных документов, для Украины гораздо большее значение имеет подписанное на том же саммите Казахстаном и Азербайджаном соглашение о создании Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ). Согласно этому документу, речь идет о создании системы регулярных танкерных перевозок казахстанской нефти в азербайджанские порты с целью ее дальнейшего уже трубопроводного реэкспорта.


Добыча нефти в Азербайджане

























Год


Объем добычи, млн. т


1997


9


2002


15,3


2006


30,3


2007


42,6


2008


52


2009


63



Источник: Государственная нефтяная компания Азербайджана


Активизация транскаспийского нефтетранспортного диалога тем более актуальна, что Казахстан и транснациональные инвесторы достигли долгожданного компромисса и в ближайшее время процесс освоения одного из крупнейших в мире Кашаганского месторождения должен быть разморожен. Готовясь к приходу «большой каспийской нефти», компании-операторы месторождений уже прорабатывают проекты увеличения минимум в полтора раза пропускной способности трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса (при текущей мощности, соотвественно, в 50 млн. и 7,5 млн. т нефти в год), а также наращивания мощности трубопровода Баку-Новороссийск (до 16-18 млн. т при текущих 5 млн. т).


Выступая на саммите, президент Украины Виктор Ющенко особо акцентировал внимание на недопустимости политизации процесса обеспечения энергетической безопасности Европы и актуальности именно коммерческих резонов при выборе конкретных маршрутов транспортировки энергоносителей. Но для самой Украины вопрос использования Одесса-Броды, а вмести с ним и участие в ЕАНТК, остается сугубо политическим. Это признал сам В.Ющенко, там же в Баку напрямую обвинивший премьер-министра Украины Юлию Тимошенко в политически мотивированном саботаже аверса нефтепровода Одесса-Броды. По словам главы украинского государства, «позиция по блокированию аверса – это не позиция всего правительства, а личная позиция премьера». При этом очередная дата начала аверса Одесса-Броды была назначена президентом на конец I полугодия 2009 г.


Одновременно с Бакинским энергосаммитом, в Кишиневе состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ. А в его рамках состоялись личные переговоры украинского и российского премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина. На повестке дня – в том числе энергетическое сотрудничество. И хотя официальная информация красноречиво умалчивает об аверсно-реверсной проблематике нефтепровода «Одесса-Броды», вряд ли эта тема была обойдена вниманием. И, судя по всему, публичная позиция украинского премьера в данном отношении остается неизменной. Аверс начнется только тогда, когда правительство сможет гарантировать прозрачность и подконтрольность использования нефтепровода в его прямом направлении.


В целом, по итогам Бакинского саммита Украина получила очередной кредит доверия и сохраняет шансы на участие в транзите и переработке каспийской нефти. Но в то же время ни собственники этой нефти, ни конкуренты по транзитным маршрутам больше ждать не будут. В случае продолжения внутриполитического противостояния в энергетических вопросах проект ЕАНТК, инициатором которого был официальный Киев, все равно будет реализован, но уже без Украины.