Во многих городах мира метрополитен стремительно перестает быть безликим перевозчиком — к строительству новых станций привлекают архитекторов и художников с мировыми именами, а кое-где метро с самого начала создавалось как уникальный аттракцион, призванный радовать глаз, внушать гордость и транслировать национальный колорит. Ведь подземные памятники архитектуры способны удивить не меньше, чем самая яркая наземная достопримечательность.
Афины (Греция)
Метрополитен в Афинах был введен в эксплуатацию в 1869 году, то есть всего на 6 лет позже, чем старейший, лондонский. Строительство его приравнивалось к археологическим раскопкам и, как оказалось, не напрасно: многие из добытых тогда артефактов выставлены на территории станций в музейных витринах. На платформе Syntagma кроме капителей и амфор за стеклом показан реальный разрез грунта, в который попало даже древнее захоронение. На станции Akropoli выставлены копии мраморных скульптур и архитектурных фрагментов из собраний Британского музея, о возвращении которых в Парфенон Греция ведет переговоры с 1983 года. Древности нередко соседствуют с творениями современных авторов: в зеркальном атриуме той же станции Syntagma подвешены зонтики известного художника Георга Зонголопулоса, на платформе Larissa вместо привычных лавок люди садятся на колени металлических мужчин в котелках, а на Ethniki Amyna Костас Цоклис «посадил» под самой крышей лес искусственных деревьев, назвав инсталляцию «Подземным парком».
Пхеньян (КНДР)
Схема самого глубокого (около 110 м) метро похожа на скрещенные мечи джедаев: две ветки, красная и синяя, пересекаются в одной точке — переходе со станции «Военная победа» на платформу «Боевой товарищ». Это единственное в мире метро, где названия абсолютного большинства станций никак не соотносятся с наземными объектами (например, одна из конечных станций называется Rakwon — Рай). Впрочем, туристу, решившему посетить пхеньянское метро, придется ограничиться коротким перегоном между двумя конечными станциями вверху красной ветки. Весь остальной метрополитен для иностранцев закрыт. Обе платформы, которые можно посетить (Puhung и Yongwang), спроектированы по-московски масштабно и оформлены в стиле социалистического реализма: мозаичные панно рассказывают о жизни Великих Лидеров и простых трудяг, а гроздья люстр-салютов добавляют национального колорита. Атмосфера под стать убранству: громкоговорители транслируют патриотические песни и марши, а сигналы к отправлению поездов дают девушки в военной форме. Ходят слухи, что эти станции, построенные позже других, — «потемкинская деревня» и они намного эффектнее остальных. Узнать правду — все равно что взглянуть на обратную сторону Луны. Существует мнение, что остальные станции и вовсе закрыты из-за нехватки в стране электричества.
Стокгольм (Швеция)
Метро Стокгольма называют самой протяженной арт-галереей в мире. Движение за внедрение искусства в повседневную жизнь, вдохновленное писателем Августом Стриндбергом, возникло в Швеции еще в XIX веке. Сейчас в метро Стокгольма насчитывается 100 станций и 90 из них демонстрируют работы более чем 150 художников. Ориентироваться в истории подземного искусства просто: в 1950-х и 1960-х (зеленая и красная ветка соответственно) художники подключились к процессу уже после строительства станции — и им оставалось лишь украшать стены керамическими рельефами и мозаиками. Революция произошла в 1970-х вместе с освоением нового способа строительства: потолок и стены перестали выравнивать и просто покрывали своды слоем жидкого бетона — так выходило гораздо дешевле. Опасаясь ассоциаций с царством мертвых, художники принялись красить своды в яркие цвета, украшать наивной живописью и рассаживать по стенам-скалам фигурки пингвинов. Получившийся в итоге инфернальный детский сад не имеет аналогов в мире. Но искусство развивается быстрее, чем строятся станции, и поэтому некоторые из них служат площадками для временных (обновляемых примерно четыре раза в год) экспозиций актуальной живописи, скульптуры и дизайна. В числе таких станций-галерей — Odenplan, Slussen, Fridhemsplan, Zinkensdamm и Gardet.
Бильбао (Испания)
Крупнейший город Страны Басков до конца прошлого века был известен разве что металлургической промышленностью. Метро, созданное по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера, было открыто здесь только в 1995 году, за два года до знаменитого музея Гуггенхайма, созданного другим мэтром — Фрэнком Гери. Метро в Бильбао — это пример современной архитектуры, когда функциональность, выраженная в инженерных коммуникациях и конструктиве, является эстетикой сама по себе, не нуждаясь в декоративных средствах. Примечательно, что новое метро не раз признавалось самым чистым в Европе. Две ветки нетипичных цветов (оранжевая и черная) половину пути идут параллельно (с одной и той же платформы можно попасть в поезда разных веток), а потом расходятся в разные стороны, как рога у буквы Y. Платформы расположены неглубоко, что позволяет использовать естественное солнечное освещение, которое в избытке круглый год. Архитектором была переосмыслена даже привычная форма платформы-коробки: станция Abando похожа на трубу с закругленными стенами и потолком, обшитыми листами серебристого металла. Но больше всего горожане полюбили остекленные входы в метро, торчащие из-под земли, как дыхательные трубки, ласково называя их «фостеритос». Кстати, в 1998 году Норман Фостер получил за проект в целом и станцию Sarriko в частности архитектурную премию Brunel.
uaprom.info (Киев)