Цены на основные сырьевые товары, начав расти около 2 лет назад, продолжают увеличиваться.
Стоимость меди и железной руды держится у рекордных отметок, а цены на алюминий и цинк в течение последних нескольких недель поднимались до рекорда за многие годы, пишет The Financial Times.
Стоимость меди выросла более чем в 2 раза за 2 года, а стоимость железной руды, согласованная японскими сталелитейными компаниями с поставщиками на этот год, почти на 75% выше, чем год назад.
Между тем цены растут не только на металлы и минеральное сырье – стоимость кофе держится около максимума за последние 5 лет, цены на сахар-сырец поднялись, по крайней мере, на 50% по сравнению с 2004 годом. Как пишет газета, впервые в истории наблюдается такой синхронизированный подъем цен на основные сырьевые товары.
Высокие цены позволили энергетическим и горнодобывающим компаниям увеличить прибыли и подстегнули экономический рост в зависимых от сырьевой конъюнктуры странах. В то же время эксперты указывают на ускорение темпов инфляции и выражают опасения, что в конечном итоге высокая стоимость сырья приведет к падению корпоративных прибылей и снижению темпов развития мировой экономики.
Эксперты задаются вопросом, является ли это повышение одной из фаз обычного цикла, или есть определенные структурные изменения, которые позволяют думать, что период высоких цен продлиться больше обычного.
Международный валютный фонд на прошлой неделе выпустил предупреждение о “постоянном нефтяном шоке”, что означает сохранение стабильно высоких цен на нефть в течение ближайших 2 десятилетий. Citigroup говорит о “супер-цикле”, который характеризуется более продолжительным периодом сильного спроса на сырье. Goldman Sachs недавно шокировал рынок, опубликовав прогноз, что цены на нефть могут взлететь до $105 за баррель с текущих цен в пределах $57 за баррель.
Наиболее популярное объяснение этого процесса – бум экономики Китая. При росте ВВП на 9,5% в год Китая стал нетто-импортером ряда сырьевых товаров, в частности железной руды, меди и глинозема. Глава исследовательского подразделения Deutsche Bank Майкл Льюис сравнивает процессы, происходящие сейчас в Китае, с индустриальной революцией в Великобритании в 1850-х годах, развитием американского Запада в конце XIX века и послевоенным восстановлением Японии. “События такого масштаба происходят раз в пятьдесят лет, и именно это мы наблюдаем в Китае”, – говорит он.
Однако спрос и предложение сами по себе не могут объяснить рост цен. Цены поднимаются также из-за спекулятивных операций на рынке.
В то же время, несмотря на повышение цен, рост мирового ВВП в прошлом году, по оценкам МВФ, по всей видимости, преодолел отметку в 5%, что является самым лучшим результатом с 1976 года. “Никто не знает, когда цены на нефть начинают вредить экономике”, – говорит эксперт одного из хеджевых фондов, слова которого приводит FT. “В прошлом году все думали, что после $40 за баррель – $50, и все. Мы прошли эти две отметки и продолжаем видеть хороший спрос, поэтому возникает вопрос, насколько дорогой должна быть нефть, чтобы снизить спрос”.
Эксперты отмечают, что, хотя спрос на нефть за последние 30 лет вырос на 50%, ее доля в мировом ВВП неуклонно снижается. Это объясняется развитием технологий, ростом зависимости западной экономики от услуг, а не от производства, а также более эффективным использованием ресурсов.
Однако дорогая нефть все же может привести к замедлению роста мирового ВВП. Закономерный вопрос – сможет ли Япония, импортирующая практически всю потребляемую в стране нефть, поддержать восстановления экономики при текущих ценах. Еврокомиссия уже снизила прогноз роста ВВП на этот год из-за подорожания энергоносителей. Из-за высоких цен растет и дефицит торгового баланса США, крупнейшего в мире потребителя нефти. В то же время ряд экспертов уверены, что нефть начнет дешеветь. “История повторяется, – говорит бывший министр нефти Саудовской Аравии шейх Ахмад Заки Ямани, – повторится то же, что случилось с ценами на нефть в конце 1970-х годов и в начале 1980-х. Это вопрос времени”.
Ряд экономистов отмечает, что при падении цен на нефть начнет дешеветь и другое сырье. М.Льюис из Deutsche Bank отмечает, что высокие цены на сырье привели к увеличению инвестиций в разработку и добычу энергоресурсов и металлов, что позволит существенно увеличить поставки, начиная с 2008 года.
“Когда лопнет это пузырь? – спрашивает аналитик Merrill Дэвид Боуэрс. – Возможно, быстрее, чем мы все думаем”. “Ключевой вопрос для нас – какая комбинация ограничительной политики ФРС США и высоких цен на нефть приведет к падению темпов роста внутреннего спроса в Соединенных Штатах до такого уровня, когда это окажет ощутимый негативный эффект на цепь поставок Азия-США”. Как пишет FT, если американские потребители резко ограничат свои расходы, можно с почти полной уверенностью утверждать, что китайская промышленность и экономический рост пострадают. При таком сценарии мало кто сомневается в том, что цены на сырье резко упадут.
Источник: www.interfax.kiev.ua