[Киевские ведомости, №12 (3398), 27.01. 2005]
Новое правительство, возможно, ответит на вопросы сертификатной приватизации
Смена власти предоставляет уникальный шанс – навести порядок во всенародной сертификатной приватизации. Весь инструментарий и документы для этого есть.
Довольных приватизационными процессами, происходившими в Украине, всегда было мало, но в отечественном разгосударствлении есть эпоха, которая оставила в памяти граждан особенно глубокий след. Речь о сертификатной приватизации середины 90-х годов.
Тогда, напомним, каждому гражданину был выдан приватизационный сертификат, который вроде бы соответствовал определенной части госсобственности. В идеале люди должны были обменять полученные ценные бумаги на акции приватизируемых предприятий то ли непосредственно, то ли при помощи различных посреднических организаций.
Однако, как все хорошо помнят, процесс пошел не так, как было запланировано. Часть людей действительно обменяли свои сертификаты на акции предприятий, став миноритарными акционерами. После чего они начали ждать или получать, в большинстве случаев, мизерные дивиденды вроде 1 грн. 35 коп в год.
Другие же не получили и того, отдав свои приватизационные бумаги различным посредническим фирмам, которые осуществляли сбор ценных бумаг при отсутствии контроля, если не сказать, при полном попустительстве со стороны госорганов.
Вскоре, как известно, многие из сборщиков сертификатов закрыли конторы и исчезли вместе с бумагами в неизвестном направлении. Миллионы обманутых украинских граждан походили, поскандалили и разошлись по домам.
А тем временем, украденные у них сертификаты начали действительно серьезно участвовать в приватизации. На организованных Фондом госимущества Украины первых приватизационных конкурсах, покупались первые в стране крупные пакеты акций действительно значимых предприятий.
Вместе с тем, возможность разоблачить многочисленных мошенников, ограбивших сограждан, была у компетентных органов тогда, никуда ни далась она и сейчас. Ведь все приватизационные сертификаты – именные, и хранятся они по сей день. Также существуют списки и перечни, в которых написано, за какие именные сертификаты были куплены те или иные пакеты акций и кем.
Одновременно у правоохранительных ведомств существуют, может, и разобщенные, но все же списки людей, у которых сертификаты забрали обманным путем.
К сожалению, в середине 90-х, ни руководство Фонда госимущества, ни руководство Украинского центра сертификатных аукционов, учреждения, которое является хранителем сертификатов, ни правоохранительные органы не начали искать украденное, хотя возможности и причины для этого были – по всей стране лежали тысячи соответствующих заявлений граждан. А отыскать именные и пронумерованные сертификаты в компьютеризированной системе Украинского центра сертификатных аукционов, в принципе, не представляло большого труда.
Конечно, кто-то может вспомнить, что инвесторы, покупавшие пакеты акций предприятий за приватизационные сертификаты, не воровали их непосредственно, а приобрели бумаги за деньги у других людей. Но данный тезис ситуацию совершенно не меняет, а лишь добавляет к рассматриваемому делу еще одну статью – скупка краденого.
Кроме того, если грабители украли деньги и до момента поимки часть из них успели потратить, то, естественно, растраченное бандитами из магазинов никто назад не забирает. Однако если у человека украли машину и успели ее перепродать, то автомобиль все же заберут у нового владельца и вернут прежнему.
Приватизационные сертификаты, имеющие номера и имена владельцев, все же больше напоминают автомобиль, нежели наличные деньги. Следовательно, если они были украдены у владельцев при молчаливом согласии государства, то теперь украденное следует вернуть законным собственникам.
А государству, которое вольно или невольно своим бездействием способствовало грабежу, наверное, нужно создать условия для того, чтобы те, кому восемь-девять лет назад в результате действий мошенников не удалось по-человечески использовать свои сертификаты, могли реализовать свое право на определенную часть госсобственности сегодня.
“В то время лицензии финпосредникам выдавал Фонд госимущества Украины, и только потом эта функция перешла к Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Получить лицензию у ФГИ в принципе было не сложно. И, конечно, из-за определенного правового вакуума, который тогда был в законодательстве, стал возможен обман многих людей, когда у них отняли сертификаты. Из-за дыр в законодательстве такие сертификаты могли принять участие в приватизации. Тогда не было соответствующего контроля, многие вещи не были прописаны”, – так прокомментировал “Ведомостям” ситуацию сотрудник ГАК “Национальная сеть аукционных центров” (ранее Украинский центр сертификатных аукционов”).
Вместе с тем, есть повод считать, что будущим правительством данная проблема будет решена. Ведь, по многочисленным прогнозам, видный пост в нем займет Юрий Ехануров. Человек, который в середине 90-х руководил Фондом госимущества, а потому знает о проблемах сертификатной приватизации не понаслышке.
Возможно, тогда проявить принципиальность в данном вопросе ему помешали какие-то факторы глобальной несправедливости, господствовавшие в стране. Однако сейчас руки, по всей видимости, связывать уже ничего не будет. А значит, миллионы сограждан имеют шанс увидеть картину торжества приватизационной справедливости.
Максим Кухар