[Киевские Ведомости, №5 (3391), Среда, 19 января 2005]
В 2004 году металлурги нарастили производство на 5%, а задекларированную прибыль – в 1,5 раза
Благоприятная сбытовая конъюнктура в 2004-м оздоровила украинский сталелитейный сектор. Рост производства и прибыли сопровождался притоком инвестиций в предприятия ГМК.
Год обезьяны оказался для украинских металлургов на редкость благоприятным. Безусловно, главной радостной переменой, произошедшей на мировых рынках в первом квартале 2004-го, стал беспрецедентный взлет цен на сталь, превысивший самые смелые прогнозы аналитиков.
За январь – апрель 2004-го украинский прокат в портах Черного моря подорожал в полтора раза. В частности, стоимость тонны толстого листа поднялась с 330 долл., до 525 долл., арматуры – с 310 долл., до 450 долл. Напомним, что металл увеличился в цене из-за таких факторов, как мировой экономический подъем и форсированный рост производства в КНР. Китайские сталевары стянули сырьевые ресурсы со всего мира, чем спровоцировали острый дефицит на рынках кокса, железной руды и лома, что затормозило темпы роста выплавки в некоторых регионах.
В отличие от Индии, Японии и стран Африки, где нехватка ресурсов застопорила развитие стального сектора, Украине в течение большей части года относительно легко удавалось удерживать контроль над отечественными сырьевиками, и не допускать губительного спекулятивного взвинчивания цен. Одним из “хранителей спокойствия” стал меморандум, подписанный в начале марта предприятиями отрасли, в соответствии с которым около 17% необходимых ресурсов поставлялись на меткомбинаты по стоимости, зафиксированной в декабре 2003-го.
Кроме этого в секторе действовал балансовый принцип распределения ресурсов, по ценам, примерно в полтора раза ниже мировых, соблюдать который сырьевиков приучали своеобразным государственным шантажом. Правительство при каждом удобном моменте напоминало, что в случае неудовлетворения нужд национальных производителей, экспортные поставки будут лицензированы, квотированы или обложены пошлиной.
Наглядным примером для устрашения стала ломозаготовительная отрасль, с которой снова обошлись весьма бесцеремонно. Стоит отметить, что колебания мировых цен на железные отходы в 2004 году заставляли металлургов изрядно нервничать. На американском рынке цена капризного сырья временами зашкаливала за 300 долл./т, а в июне, по данным Iron Age Bulletin, неожиданно снизилась до 161 долл./т. Чтобы в период ценовых всплесков металлолом из Украины не утекал за рубеж, для его охраны помимо пошлины 30 евро/т вводилось внеплановое лицензирование экспортных поставок, повышались железнодорожные тарифы. Также на административном уровне создавались проблемы с транспортом. Наконец, под Новый год ломовики получили главный “подарок” – для экспортеров железного утиля отменили возврат НДС.
Примечательно, что украинский лом, запасы которого с каждым годом уменьшаются по причине 80-процентной экспортной ориентированности национальной металлургии, становится одним из главных препятствий на пути расширения рынков сбыта готовой металлопродукции. Так, например, юристы компании “Магистр и партнеры” ожидают, что ЕС в 2005 году накажет Украину за ущемление ломовиков, сократив закупку проката до 700 тыс. тонн, тогда как в 2004-м в страны Европейского Союза удалось отгрузить более 2 млн. тонн стальной продукции.
“В отличие от иностранных компаний отечественные металлурги крайне пассивно борются за внешние рынки. Вместо того чтобы заниматься пересмотром антидемпинговых мер и отвоевывать места в “дорогих” районах сбыта, они в минувшем году выбирали легкий путь развития – пытались перенаправить поставки в регионы металлодефицита”, – сообщил “Ведомостям” ведущий партнер фирмы “Магистр и партнеры” Олег Рябоконь.
Пренебрежительное отношение украинских металлургов к внешнему миру отразилось также в особенностях приватизационных процессов, прошедших в 2004-м. Одним из главных скандалов года стала продажа крупнейшего отечественного предприятия “Криворожсталь”. Несмотря на активное участие иностранных компаний в приватизационном тендере, победителем был признан национальный консорциум “Индустриальная группа”, предложивший, по мнению экспертов, далеко не лучшие условия.
Не менее примечательной стала последующая распродажа горно-обогатительных предприятий, входивших в структуру гособъединения “Укррудпром”. Ссылаясь на стратегическое значение ГОКов, государство оградило от участия в их приватизации не только иностранцев, но и отечественные меткомбинаты, испытывающие дефицит железорудного сырья.
В итоге объекты “Укррудпрома” распределились между корпорациями “Приват”, “СКМ” и российской “Смарт групп”, которые ранее владели частью их акций. Утвердившись на объектах, и развернув инвестиционные программы, собственники в конце ноября принялись повышать рентабельность ГОКов, поднимая внутренние цены на руду для “Запорожстали”, Алчевского меткомбината, ДМЗ имени Дзержинского и ММК им. Ильича.
Ущемленным потребителям ничего не осталось, как платить требуемую стоимость и ходить по инстанциям с жалобами на “диктатуру монополистов ЖРС”. Причем их обвинения не лишены оснований, ведь согласно статистике, декларируемые экспортные цены на сырье оказываются гораздо ниже внутренних. “В декабре аглоруда в Украине стоила 32 долл./т, а вывозилась за рубеж по 28 долл./т, из которых 10 долл./т уходило на транспортные расходы”, – отметил заместитель министра промышленной политики Анатолий Федяев.
Естественно, эти факты ни коим образом не свидетельствуют о демпинге, так как по низким ценам товар продавался не конечным потребителям, а посредническим компаниям, расположенным в экзотических оффшорных зонах. Эксперты отмечают, что по такой схеме работают не только ГОКи, но и весь украинский ГМК. Например, ферросплавные предприятия по официальной статистике экспортируют продукцию по 400 – 500 долл./т, тогда как на мировых торговых площадках стоимость такого товара давно перевалила за 1 тыс. долл./т.
Возможно, именно по этой причине подозрительной секретностью покрыты в Украине финансовые показатели трубных заводов, предприятий группы “Приват”, меткомбината “Запорожсталь”, Макеевского завода им. Кирова.
Все же сквозь затененность национального ГМК эксперты просматривают позитивные тенденции, происходящие в отрасли. Так, если в 2000 году 40% предприятий ГМК приносили прибыль, а 60% показывали убытки, то сегодня это соотношение изменилось в точности до наоборот. Общие же объемы продаж металлургов за 2004 год, по отношению к 2003-му, выросли примерно в полтора раза.
Еще одной интересной тенденцией, о которой говорят аналитики, стало возвращение средств из оффшоров на сталелитейные комбинаты. Собственники металлургических предприятий принялись активно обновлять первые переделы – аглодоменные и конвертерные цеха. По данным ПХО “Металлургпром”, только за первые шесть месяцев 2004-го валовые вложения в металлургические и ферросплавные предприятия достигли 1,2 млрд. грн. Столько же было инвестировано за весь 1999 год. При этом в десять раз увеличились затраты на охрану окружающей среды, которые ныне составляют 6,5% от общей суммы вложений.
Заметные изменения произошли также на внутреннем рынке. Если в 2003 году потребляющие отрасли закупили 7,4 млн. тонн металлопродукции, то в 2004-м, по предварительным данным Минпромполитики, – 7,8 млн. тонн. По словам чиновников, активное возрождение металлургии стало импульсом для развития других отраслей. Рост машиностроения и жилищного строительства в 2004 году зашкалил за 30% и 25% соответственно, что свидетельствует об образовании более надежного хребта экономики в лице высокотехнологичных секторов.
Денис ЗАКИЯНОВ