Киев может использовать кризис формата 17+1 в дипломатических целях – эксперт

Share

Украина может воспользоваться сложностями, которые возникли во взаимодействии стран Центральной и Восточной Европы с Китаем, чтобы усилить свои международные позиции, считает руководитель Центра политического анализа Владимир Головко. Его мнение приводится в статье SilkBridge «Кризис формата «17+1»: почему саммит Китай-ЦВЕ провалился?».

«Ранее Китай категорически отказывался рассматривать Украину как часть ЦВЕ, воспринимая ее как часть постсоветского пространства. И здесь считывался подтекст – это территория с особыми интересами России. В условиях кризиса формата «17+1» Киев может дать сигнал, что заинтересован принять участие в нем, например, в качестве наблюдателя. Это одновременно и шаг навстречу Китаю (особенно на фоне некоторых осложнений вокруг китайских инвесторов «Мотор Сичи»), и не должно вызвать негативную реакцию со стороны западных союзников», — допускает эксперт.

9 февраля прошел очередной саммит в формате «17+1». Для Китая форум имел стратегическое значение. Во-первых, Пекину было важно продемонстрировать свое международное влияние перед новоизбранным президентом США Джо Байденом. Второй стратегической задачей было лоббирование ратификации Всеобъемлющего инвестиционного соглашения ЕС-Китай (CAI, Comprehensive Agreement on Investment). Не удивительно, что Китай повысил уровень представительства на саммите с премьер-министра Ли Кэцяна до председателя КНР Си Цзиньпина.

Несмотря на повышение уровня представительства Китая, не все европейские страны ответили взаимностью. Словения, Эстония, Латвия, Литва и Румыния были представлены всего лишь министрами. По итогам саммита не было принято итогового коммюнике. Взамен была согласована своеобразная «дорожная карта» сотрудничества на 2021 год с красноречивым названием «Пекинский план действий». Документ предусматривает, в основном, форумы, выставки и конференции.