Металлурги призвали Шмыгаля обсудить с главой ЕК возможное сокращение квот ЕС на импорт стали

Share

Снижение размера квот на 75% для украинских металлургов приведет к уменьшению объема поставок в ЕС минимум на 1,5 млн т металлопродукции и потере минимум $700 млн выручки

Об этом идет речь в письме главы ОП «Укрметаллургпром» Александра Каленкова премьер-министру Денису Шмыгалю.

Каленков напомнил, что в марте 2018 года США ввели пошлину в размере 25% на импорт всех видов металлопродукции, независимо от страны происхождения и экспорта. Это решение было принято из соображений национальной безопасности.

Учитывая опасения, что в результате этого решения часть металлопродукции, которая ввозилась в США, будет направлена ??на рынок Европейского Союза, Еврокомиссия в 2018 году также приняла так называемые защитные меры (safeguard measures), чтобы не допустить обвала внутреннего производства. Были установлены глобальные тарифные квоты по каждому из видов металлопродукции, которые действуют по принципу FCFS (first come, first served), то есть в порядке поступления заявлений на экспорт металлопроката в ЕС, а также индивидуальные тарифные квоты для ведущих стран-экспортеров, тоже в разрезе сортамента металлопродукции. В случае импорта сверх квот применяется пошлина в размере 25%. Действие этих мер рассчитано до 30 июня 2021 года. При этом предусмотрена их постепенная либерализация. Также предполагается, что с периодичностью в шесть месяцев Еврокомиссия проводит оценку эффективности и адекватности проводимых мер.

«В настоящее время происходит уже второй пересмотр этих мер, осуществляемый Директоратом Еврокомиссии по вопросам торговли, и который должен завершиться в конце мая – начале июня, – сказано в обращении. – Учитывая складывающуюся ситуацию в промышленности ЕС вследствие кризиса, связанного с пандемией COVID-19, Ассоциация производителей стали EUROFER осуществляет огромное давление на Еврокомиссию, требуя снизить общий размер квот на 75% на следующие шесть месяцев. В качестве основных аргументов европейские металлурги выражают опасения, что страны и экспортеры, по их мнению, сейчас активно наращивают запасы металлопроката, которые после выхода ЕС из карантина и с начала возобновления производства станут поставляться на рынок ЕС по любым, даже очень заниженными, ценам, что повлечет кризис в европейской металлургической отрасли. Такая позиция EUROFER нашла активную поддержку в ряде стран-членов и среди некоторых депутатов Европейского Парламента».

Каленков подчеркнул, что для украинской металлургической отрасли рынок ЕС является основным – его доля в общемировом экспорте превышает 30%. «И снижение размера квот на 75% для украинских производителей приведет к уменьшению объема поставок в ЕС минимум на 1,5 млн т металлопродукции и потере минимум $700 млн выручки», – сказано в обращении.

В то же время, по мнению «Укрметаллургпрома», во взаимоотношениях с ЕС Украина должна рассматриваться не на общих основаниях, а отдельно, поскольку:

  • учитывая Соглашение об ассоциации и Зоне Свободной Торговли, Украина не должна восприниматься как любой другой обычный торговый партнер ЕС;
  • в течение действия защитных мер экспортеры из Украины никогда не вели себя излишне агрессивно на рынке ЕС ни с точки зрения объемов поставок, ни с точки зрения ценообразования;
  • украинская металлургия также снижает объемы производства вследствие кризиса, поэтому чрезмерного накопления запасов нет;
  • снижение объемов экспорта в ЕС напрямую ударит по украинскому Приазовью, в поддержку которого Еврокомиссия тратит много средств и усилий.

С учетом высокой степени политизации указанного вопроса в Еврокомиссии, во избежание негативных последствий как для металлургической отрасли, так и для экономической и национальной безопасности Украины в целом, «Укрметаллургпром» считает необходимым вынесение этой проблемы на высший политический уровень.

В связи с этим объедение призвало премьера как можно скорее лично обсудить с президентом Европейской Комиссии Урсулой фон дер Ляйен и комиссаром по вопросам торговли ЕС Филом Хоганом вопросы относительно позиции и ожиданий Украины в рамках пересмотра защитных мер в отношении импорта металлопродукции.