На вчерашних переговорах с лидерами ЕС официальный Киев потребовал, чтобы украинской стороне предоставили право участия во всех внутриевропейских переговорах, касающихся строительства «Южного потока», пишет газета «Коммерсант Украина» со ссылкой на министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого.
«Нас беспокоит то, что Евросоюз и ЕЭС не реагируют на выставленный нам счет («Газпромом» на 7 млрд. евро за недопоставленный газ), а также на ситуацию со строительством обходных газопроводов, в том числе «Южного потока». Мы четко об этом заявили», – сообщил министр.
По его словам, украинская делегация выразила серьезное недовольство тем, как европейское энергетическое сообщество (ЕЭС) защищает интересы Украины, вступившей в ЕЭС в начале 2011 г.
Второй вопрос, относящийся к газовой сфере, касался возможности реверсных поставок сжиженного газа из европейских LNG-терминалов. Этой зимой объемы поставок с Запада были ограничены из-за проблем с доступом украинских получателей к трубопроводу в ряде европейских стран. По словам Ставицкого, в ходе саммита европейская сторона заверила, что эти ограничения будут сняты: «У нас есть полная договоренность о реверсных поставках через территорию Словакии, Польши, Венгрии по ценам, которые диктует спотовый рынок. Технически есть возможность реверса в объеме 30 млрд. кубометров».
И, наконец, последняя договоренность, объявленная министром энергетики и угольной промышленности, касается возможного создания консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. «Еврокомиссар Гюнтер Оттингер предложил нам рассмотреть вопрос создания трехстороннего консорциума»,— сообщил Ставицкий. Он не стал уточнять детали, отметив, что конкретный формат объединения еще предстоит согласовать.
Ранее в Еврокомиссии опровергали информацию о том, что выступают с такой инициативой, но вчера ее подтвердили. «Да, комиссар действительно заявил это, – сказала официальный представитель Еврокомиссии Марлен Хельцнер. – Еврокомиссия готова присоединиться к трехсторонним переговорам, если мы получим сигнал от наших партнеров. Если говорить о практической стороне, то мы попытаемся вовлечь в консорциум европейские компании».