От домны до моря

Share


Украинская корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» стала главным претендентом на получение контроля над польской судоверфью Stocznia Gdansk S.A. Металлургической компании теперь мало просто производить сталь, она намерена выбиться в лидеры европейского судостроения. Конъюнктура рынка этому благоприятствует.



На прошлой неделе компания ISD Polska, являющаяся дочерней структурой корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» (ИСД), увеличила свою долю в капитале судостроительного завода Stocznia Gdansk S.A. с 5 до 18%. Продавцом акций выступила другая польская верфь, ныне убыточная компания Stocznia Gdynia. Неделей ранее ISD Polska также получила эксклюзивные права на выкуп акций допэмиссии гданьского судостроительного завода. Единственным конкурентом украинцев была польская компания Maritim Shiping, которая так и не смогла подтвердить свою финансовую состоятельность. Получение эксклюзивных прав открыло украинцам путь к обретению полного контроля над этим активом. Уже до конца этого года ИСД может превратиться из миноритарного в контролирующего акционера Stocznia Gdansk. Выкупив допэмиссию на 110–140 млн долларов, ИДС станет собственником около 85% акций судоверфи. А через четыре года корпорация может претендовать на единоличное владение одной из крупнейших верфей в Европе. Именно такой срок отводит ей договор опциона, предполагающий выкуп оставшихся акций, которые принадлежат нескольким государственным структурам.



Больше ждать было нельзя



Без преувеличения можно сказать, что поляки продают легендарную судоверфь от безысходности. Родина влиятельного профсоюза «Солидарность» (идеологом его создания был электрик Гданьской судоверфи, бывший президент Польши Лех Валенса), ставшего ядром демократических изменений в этой стране, Stocznia Gdansk сегодня очутилась на грани ликвидации. В июле 2007 года Еврокомиссия, выступающая против дотирования убыточных предприятий, потребовала в три раза сократить производственные мощности судоверфи (закрыть два из трех стапелей) либо вернуть государственную помощь, которую предприятие получило после вступления страны в ЕС 1 мая 2004 года. По мнению европейских чиновников, размер этой помощи превышает 50 млн евро, в самой Польше приводят более скромные цифры —10 млн евро.



У гданьской судоверфи проблемы начались с развалом Советского Союза, который выступал основным покупателем выпускаемых здесь кораблей. На судостроительном заводе им. Ленина (так тогда называлась Stocznia Gdansk) работали почти 17 тыс. человек, предприятие выпускало 30 судов в год. Уже в 1996 году верфь Stocznia Gdansk была объявлена банкротом, после чего правительство Польши приняло решение о продаже имущества предприятия. «Солидарность» ответила серией забастовок, и решение было отменено. Предприятие продолжило свое существование при помощи госдотаций, однако вечно так продолжаться не могло. Сегодня на нем трудятся около 2,5 тыс. человек, обслуживающих единичные заказы. В январе 2007 года корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» приобрела пять процентов акций Stocznia Gdansk. Тогда свой интерес она объясняла необходимостью наладить стабильные поставки на верфь стального листа c меткомбината Huta Czestochowa, купленного ИСД еще в 2005 году. Сегодня украинцы хотят не только сбывать сталь, но и делать из нее корабли.



Жесткая позиция Брюсселя стала хорошим стимулом для принятия более смелых решений. Свою роль сыграли и досрочные парламентские выборы в Польше, намеченные на 21 октября. Закрытие легендарной судоверфи снизило бы электоральную поддержку лояльной премьерминистру Польши Ярославу Качиньскому партии «Право и справедливость». Продажа судоверфи корпорации ИСД, хорошо знакомой с условиями ведения бизнеса в Польше и готовой вкладывать деньги в реанимацию судостроительного завода, оказалась хорошим решением.



Наша заготовка, польский прокат



Принимая решение инвестировать в такой проблемный актив, как Stocznia Gdansk, тем более в такой непростой отрасли, как судостроение, корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» тем не менее руководствовалась исключительно экономическими мотивами. Еще в 2003 году ИСД заявлял о своем интересе к приобретению Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ). «Интересный факт: когда город Алчевск еще назывался Коммунарском, до середины 50-х годов Алчевский меткомбинат управлялся не Министерством черной металлургии, а Министерством судостроения», — рассказывает вице-президент Ассоциации предприятий черной металлургии Сергей Грищенко. И это не случайно — Алчевский меткомбинат делает первоклассную толстолистовую сталь, используемую при строительстве кораблей. В этом случае желание ИСД войти в нишу производства товаров более высоких переделов было вполне понятным. Несмотря на то что купить ЧСЗ тогда дончанам не удалось, желание заниматься судостроением не пропало.



Сейчас для этого наступило самое удачное время, поскольку мировой рынок испытывает значительный дефицит транспортных мощностей. Судов для перевозки различных видов грузов — от пшеницы до железорудного сырья, не хватает. Компенсировать недостаток взялись китайские и корейские судостроители, составившие конкуренцию корабелам из Европы и США. На этом фоне обострилась и конкуренция между европейскими судостроительными верфями. По мнению некоторых экспертов, давление на Польшу Еврокомиссии, требующей закрытия стапелей, во многом обусловлено лоббистскими усилиями немецких судостроительных компаний. «Конкуренты польских верфей заинтересованы в том, чтобы здесь (в Польше. — «Эксперт») выпускались только корпуса кораблей, которые оснащались бы начинкой уже на заводах в других странах. Таким образом, основная добавленная стоимость формировалась бы уже не в Польше», — считает вице-президент «Индустриальной группы» (управляет металлургическими активами ИСД) Александр Пилипенко.



Между тем вследствие дефицита судов цены на фрахт продолжают ползти вверх. Только в нынешнем году они утроились: как сообщается в аналитическом обзоре компании «Финам», универсальный индикатор состояния мирового фрахтового рынка Baltic Dry Index с начала года вырос на 150%. Причем темпы роста цен ускоряются — с начала сентября индекс прибавил 30%. Ожидаемый рост доходов судоходных компаний породит новую волну спроса на корабли. А значит, покупка ИСД Stocznia Gdansk при умелом управлении предприятием сможет быстро окупиться. Кроме того, в лице Гданьской судоверфи ИСД получит гарантированного потребителя продукции: цепочку «алчевская заготовка — польский прокат» дополнит еще одно звено — производитель конечной продукции высокой добавленной стоимости, какой являются торговые суда.



Придется побороться



Судя по всему, выполнять требования Еврокомиссии о закрытии стапелей на Гданьской верфи Польша не собиралась. Конфликты этой страны с европейскими надгосударственными структурами не редкость. Однако на этот раз международного скандала, кажется, можно избежать. И не без помощи украинской стороны. Как сообщили «Эксперту» в ИСД, корпорация намерена жестко, но аргументированно отстаивать позицию о невозможности сокращения мощностей на верфи. «Вопрос о размере господдержки все еще открыт, а значит, есть что обсуждать», — сказал Александр Пилипенко. В крайнем случае, если спор с Еврокомиссией зайдет в тупик, корпорация готова пойти на дополнительные расходы и выплатить требуемую компенсацию (по словам главы правления ISD Polska Константина Литвинова, размер господдержки не превышает 50 млн злотых, или 10 млн. евро).



Очевидно, что заниматься всем этим ИСД будет только в случае, если сделка по выкупу акций допэмиссии завершится успешно. Для этого корпорации еще предстоит получить разрешение Комитета по защите конкуренции и интересов потребителей Польши. Скорее всего, это произойдет в ноябре, то есть уже после того как станут известны результатывнеочередных парламентских выборов. Недоброжелателей у украинцев тоже хватает: некоторые польские чиновники уже высказывали свои сомнения в отношении прозрачности методов продажи завода (поскольку предприятие продается не на открытом конкурсе, а через процедуру допэмиссии). По словам директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, корпорация ИСД окончательно может быть уверена в своей победе в соревновании за верфь Stocznia Gdansk только после подписания договора купли-продажи акций. До этого поляки, равно как и другие европейцы, оставляют за собой право в силу каких-либо экономических или политических соображений переиграть любое принятое решение в отношении отчуждения собственности. Остается надеяться, что политика не станет препятствием для бизнеса. Так, на прошлой неделе премьер-министр Польши Ярослав Качиньский высоко оценил украинского инвестора в качестве стратегического партнера Гданьской судоверфи: «Корпорация ”Индустриальный Союз Донбасса” — этот тот партнер, который нужен польской судостроительной отрасли и который в сжатые сроки сможет вывести предприятие из кризиса». В любом случае ИСД не впервые приходится бороться за свои права в той же Польше. В 2005 году напора украинцев не выдержал миллиардер Лакшми Миттал, проигравший борьбу за меткомбинат в Честохове. авка


Stocznia Gdynia S.A. — одна из крупнейших судостроительных верфей Польши, специализируется на строительстве автомобилевозов и контейнеровозов. Занимает тринадцатое место в мире по размеру портфеля заказов. Сейчас предприятие принадлежит нескольким государственным структурам, в частности, 63% его акций владеет Агентство развития промышленности Польши, 19% находится в собственности централизованной организации по продаже бронесталей Cenzin, 18% контролирует компания ISD Polska.


Строить рынки для себя


Александр Пилипенко, вице-президент компании «Индустриальная группа»:



— Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» — безальтернативный покупатель, по крайне мере, так звучат сообщения в прессе. Это действительно так или решение польского Агентства по развитию промышленности в отношении предоставления эксклюзивных прав на выкуп допэмиссии — не последний шаг и все еще может измениться?



— Проблемы всегда могут возникнуть. В Польше процесс приобретения собственности сложный, поскольку приходится соблюдать немало юридических формальностей. Любая ошибка или неточность на каком-либо этапе может иметь серьезные последствия. Поэтому мы привлекли большую группу юристов, с которыми работали еще при покупке комбината Huta Czestochowa, они сопровождают и нынешнюю сделку. Но я могу утверждать, что в деле приобретения судоверфи у ИСД нет явных соперников, поскольку компания обладает очевидными преимуществами. Прежде всего мы — акционеры. В этой стране мы зарекомендовали себя как ответственный инвестор, к тому же дали гарантии финансового обеспечения выкупа необходимых средств уже в этом году. Мы находимся на середине пути к покупке, но вторую его часть мы пройдем быстрее и проще.



— Свыше ста миллионов долларов, потраченных на непрофильный бизнес, — не слишком ли велика цена?



— Эти деньги мы не отдаем прежним владельцам судоверфи, а инвестируем в предприятие, которым и будем владеть. Это нормальная схема приобретения проблемных активов. То же самое наша компания когда-то предлагала сделать с Черноморским судостроительным заводом в Николаеве. Это предприятие требовало минимум сто пятьдесят миллионов долларов инвестиций, у него были немалые долги. Мы говорили о сохранении рабочих мест, о сохранении самого завода, но нас никто не слышал. Мы заявляли: государство не получит денег, но предприятие получит шанс выжить. Однако Фонд госимущества стал ломить цену, и мы посчитали окупаемость завода слишком длительной. Тогда мы не захотели задорого приобретать себе головную боль. Ведь одно дело, когда ты продаешь актив, другое — когда предлагаешь кучу металлолома без специалистов, рынка и заказов.



— В чем основной эффект этого приобретения?



— Здесь имеет место долгосрочная синергия. Нужно самим создавать под себя рынки. Стальной лист — не биржевой товар, который можно положить на склад и продать позже. У каждого выпускаемого листа должен быть конечный потребитель. Вхождение в производство, которое может поглощать значительную долю нашей продукции, — важнейший элемент построения стабильного бизнеса на Huta Czestochowa. У нас достаточно листа, который наша компания производит в Польше, чтобы покрыть потребность всех верфей этой страны. Главный эффект — это рынки сбыта нашей металлургической продукции. Более сорока процентов выпускаемого ИСД стального листа идет в судостроение. Став собственниками верфи, мы будем видеть, каковы настроения, экономика и температура этого рынка. Сейчас суда контрактуются на четыре-пять лет вперед. Компании испытывают большие трудности с их фрахтом — судов не хватает. Только начинают строиться новые порты и судостроительные заводы в Китае. Но они войдут в строй не раньше чем через три года. Поэтому пока мировые цены на фрахт колоссально поднимаются. Нет ни достаточного количества судов, ни портов, которые могли бы их принять. Эти три года мы будет наблюдать еще большее увеличение спроса на суда, которые перевозят контейнеры, транспорт, сыпучие грузы.



— Но вы не рассчитываете зарабатывать только в эти три года?



— Конечно, нет. Поэтому мы разрабатываем стратегию — она позволит нам через три года найти такую рыночную нишу, которая не будет подвержена столь сильным изменениям. На этой верфи мы будем строить не только суда, но и башни для конструкций ветряных электростанций, а также заключать контракты с ведущими мировыми заказчиками. Это станет серьезным подспорьем в работе завода Stocznia Gdansk.



Наша компания также будет выпускать стальные конструкции, в частности, мостовые переходы из собственного металла, которые сейчас очень востребованы. С теми активами, которые есть у нас в Честохове, мы станем самыми серьезными игроками в этом сегменте в Центральной Европе.



— До сих пор корпорация ИСД не занималась судостроением. Как вы рассчитываете управлять этим бизнесом?



— Все бизнесы одинаково управляются процентов на девяносто. Конечно, начнем привлекать специалистов, консультантов. Будем приглашать их из России, Северной Европы и ставить перед ними конкретные задачи. В Польше существует та же проблема, что и в Украине, — лучшие инженеры и другие специалисты работают за пределами страны, поскольку верфи находятся в состоянии стагнации.



Глеб Простаков


«Эксперт-Украина», № 41 (137), 22.10.2007