Металлургические войны: Пинчук проиграл дважды

Share


В металлургических войнах Пинчук проиграл дважды – Ахметову и Коломойскому. Такой вывод делают эксперты, комментируя покупку Скм-ивской офшоркой Криворожского железорудного комбината, а структурами группы “Приват” – австралийской Consolidated Minerals. В целом последние тенденции говорят о монополизации рынка руды, которая создаст проблемы или не всем конкурентам Ахметова.



Темная лошадка СКМ



Недавно полутайная дочь СКМ кипрская офшорка Starmill Limited увеличила свою частицу в “Криворожском железорудном комбинате” до 99,77%, выкупив судьбу “привативского” “Солайму”.


Теперь даже экспертам трудно разобраться кто, когда, кому и почему принадлежит. У нас не принято афишировать “семейные” связки между компаниями. Это упрощает работу Антимонопольному комитету и не позволяет ему слишком глубоко задумываться над тем, кто и как монополизирует рынок. Результат – изобилует “скрытых” монополий, дефицит сырья и рост цен на нее. Формально комитет может повлиять на ценовую политику, но только в том случае, когда будет доказано злоупотребление монопольным положением. Практика свидетельствует, что такие мероприятия являются половинчатыми и серьезно на рынок не влияют.



Известно, что ранее 3 кипрских оффшора – Grinton Management Limited, Sturlak Investments Limited, Sepultura Holdings Limited – лишились своих акций (по 20,93%), вместо этого сосредоточила 63,8% акций КЗРК. В свою очередь в августе СКМ заявила, о концентрации от 45% до 50%. Поговаривают, что основателями Starmill является “Приват” и СКМ. 50% Starmill принадлежит кипрской компании Ахметова – SCM Limited. Кому принадлежит вторая половина – СКМ не разглашает. “Приват” свое участие в уставном фонде Starmill не подтверждает. Таким образом, теперь СКМ опосредствовано владеет 49,94% Криворожского комбината.



Кто сказал “монополия”?



Кое-кто из экспертов не рассматривает покупку КЗРК как монополизацию рынка железорудного сырья, отмечая презумпцию невинности и прерогативу АМКУ относительно установления монополизации рынка. Вместо этого другие считают, что монополизация фактически уже состоялась, когда СКМ и “Смарт-групп” заявили об объединении своих активов.



Теперь “Метинвест” контролирует 54% производства железорудного концентрата страны, которые могут увеличиться до 70%, если к его составу войдет Южный ГЗК (в котором доли “Смарт-групп” и “Привату” составляют 50% на 50%).



“Метинвесту” принадлежит около 60% железорудных запасов, после присоединения КЗРК, эта структура сконцентрирует 70% железорудных и аглорудних запасов”, – говорит эксперт инвестиционной компании Alfa Capital Олег Юзефович. По его словам, частица Криворожского комбината составляет 43% от общего производства аглоруди в Украине. После его возможного входа в “Метинвест”, группа будет контролировать 52% производства всего железорудного сырья страны. В то же время Метинвест поставляет 80% концентрату от общего объема поставок украинских ГЗК на внутренний рынок, а КЗРК – 55%.



Эти цифры просветляют картину. Учитывая объединение горно-металлургических активов Ахметова и “Смарт-групп”, компания получит не только сырье для собственных предприятий, но и рычаг ценовой политики. Имея ресурсы агломерата, которые превышают потребность собственных предприятий, компания сможет безборонно увеличивать цену для “безресурсних” потребителей руды. С одной стороны, СКМ может увеличить свои металлургические активы заграницей, расширив рынок сбыта, а из другого – создать дефицит сырья для украинских предприятий. Таким образом, чтобы без упреков совести “сплавлять” им сырье за низшими ценами и повысить для соотечественников.



Некоторые участники рынка говорят, что о монополизации рынка после экстатического слияния активов Ахметова и Новинского говорить рано, потому что остаются альтернативные отечественные и зарубежные источники снабжения железорудного сырья. По словам вице-президента мини-металлургического завода “Истил” Фарука Сиддики, монопольной ситуации еще нет, но она может возникнуть в будущем.



Вместо этого председатель правления Мариупольского меткомбинату им. Ильича Владимир Бойко обеспокоен сосредоточением ресурсов в одних руках и связанным с этим значительным ростом цен на сырье во второй половине 2007 года. “Практически 80% народного богатства в виде железорудного сырья оказались в одних руках”, – говорит он. По мнению Боек, при таких условиях ценообразования на рынке должно регулироваться государством, в первую очередь, АМКУ.



Его опасения имеют основания. Если “Смарт” и российская “Металоинвест” войдут в СП из достройки Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, для какого Ингулецкий ГЗК станет поставщиком концентрата, на внутреннем рынке может оказаться дефицит этого сырья.



СКМ и в дальнейшем целеустремленно и тщательным образом будет изучать предложения рынка и скупать предприятия, в соответствии со своей стратегией.



Неужели Коломойский получит только деньги?



За разными оценками, покупка комбината обошлась Ахметову от 400 до 1000 млн. долларов. По мнению аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Ивана Харчука, 99,88% комбинату может стоить 700-1000 млн. долларов. По подсчетам эксперта Alfa Capital, этот актив может стоить 450-500 млн. долларов в сторону увеличения. В свое время Коломойский купил 93,07% акций КЗРК за 698,149 млн. гривен при стартовой цене пакета 242,635 млн. гривен. Говоря о причинах продажи Коломойским Криворожского комбината, большинство экспертов сходятся в мнении, что он просто не смог отказаться от выгодного предложения. “Группа “Приват” не является стратегическим инвестором, и не собирается строить структурного бизнеса, потому интересуется им до тех пор, пока актив приносит прибыль”, – считает эксперт инвестиционной компании Alfa Capital Олег Юзефович.



Однако, только что завершился один торг, как Коломойский наметил следующий. Частная инвестиционная компания Palmary Enterprises, которая представляет интересы бизнесмена, заявила о намерении купить австралийскую Consolidated Minerals, что владеет около 3% мирового рынка марганцевой руды. Компания предложила владельцам 927 млн. долларов. Это на 55,2% превышает среднюю оценку аналитиками стоимости ConsMin и переважуе предложения других претендентов.


Компания является производителем высококачественной руды с большим содержанием марганца (до 48%) и малым количеством вредных веществ. ConsMin также специализируется на добыче никеля и хрома. По данным экспертов, в 2007 году марганцевая руда подорожала в 2,5 разы, до 7,5% при 1% содержании марганца на 1 тонну руды. Это сырье необходимо Никопольскому заводу ферросплавов, который принадлежит Виктору Пинчуку, для изготовления продукции надлежащего качества. Раньше завод определенное время был вынужден работать на импортном сырье, чтобы выдержать противостояние “привативских” горно-обогатительных комбинатов. Теперь, при потребности, Пинчуку можно поставить мат и разыграть козырную карту на проведении дополнительной эмиссии НЗФ.



Анна Кухта


«Економічна правда»,15.10.2007