Что мы пьем?

Share

66 лет назад при обороне Одессы жители остались без воды. Сейчас она у нас есть, но вот можно ли это пить, – выясняла “Газета…”


 


В составе нашей воды – 18 металлов. Среди них: мышьяк, сурьма, бериллий, никель, ртуть, стронций и свинец. А еще аммиак и ДДТ. Часто из крана течет пахнущая хлоркой жидкость с ржавым оттенком. Но городская санэпидемстанция и “Инфоксводоканал” утверждают, что вода из Днестра –  самая лучшая в Европе.


 


Последний сравнительный анализ воды из Днестра и нашей водопроводной воды проводился 10 лет назад научным руководителем одесского отделения Международной Академии экологии и безопасности жизни ООН профессором Татьяной Стрикаленко.. Она рассказала “Газете…”, что тогда в городской воде обнаружили антигены вируса гепатита А в 4 раза больше, чем в днестровской. Объяснялся этот парадокс тем, что водопровод пришел в негодность: через образовавшиеся в нем течи просачиваются канализационная жидкость, грязные подземные стоки и прочие нечистоты.


 


–  Когда проектировались очистные сооружения, качество воды в Днестре соответствовало 2-й группе, при которой достаточно было осветлять, обесцвечивать и обеззараживать воду. 10 лет назад вода перешла в 3-ю – самую худшую группу. Станция “Днестр” не может очистить воду от солей тяжелых металлов и органики.


 


– Сейчас ситуация немного улучшилась, вода в реке стала чище, а из-за круглосуточной подачи воды утром в наши краны перестали попадать ночные сбросы заводов, – предполагает Стрикаленко. Глобальных же изменений в системе водопровода так и не произошло.


 


Трубы отслужили


 


Зам. техдиректора ОАО “Инфоксводоканал” Борис Панов рассказал “Газете…”, что половина водопроводной системы изношена. Чугунным трубам в центре города больше ста лет. В микрорайонах Таирова и Котовского трубы прокладывались хоть и не так давно, но с меньшим сроком службы. Они годны только 20-15 лет, поэтому сейчас там ситуация не лучше. А еще есть загадочные трубы:


 


– Есть много бесхозных сетей. Их количества мы даже не знаем. Когда-то они прокладывались “за свой счет” предприятиями, организациями, жителями. Какие там трубы ставились – мы не знаем. Мы примем их на баланс, как только они пройдут инвентаризацию в горисполкоме.


 


В этом году переложили водопровод на улицах Мечникова, Косвенной, Коллонтаевской, Фонтанской дороге. Старые металлические трубы “Инфоксводоканал” меняет на полипропиленовые – они прослужат еще 50 лет. Коммуникации переносятся из-под проезжей части под тротуар, а на Коллонтаевской новые трубы более широкого диаметра – за счет этого у жителей Молдаванки в кранах увеличится напор воды.


 


Чистят хлором, “солнцем” и углем


 


Борис Панов рассказал “Газете…”, как проходит очистка на станции “Днестр” в Беляевке:


– По двум водозаборным ковшам вода подается на площадку очистки, проходит через отстойники, фильтры и попадает в резервуары, где обеззараживает жидким хлором.


 


Хлор добавляется еще не раз. По мере того, как вода течет по трубам из Беляевки, состав ее меняется и приходится снова ее обеззараживать на станциях.


 


В бюветы города поступает вода из артезианских скважин. Но и ее необходимо обрабатывать –  слишком много солей и минералов. В селах, где до сих пор артезианку добывают кустарным способом, она может быть горько-соленой. На бюветных же комплексах вода обеззараживается либо ультрафиолетом, либо озоном, обессоливается и  проходит фильтры с активированным углем.


 


Очищаем воду дома


 


Как очистить воду в домашних условиях. Фильтр стоит в среднем 200 гривен. В нем находится картридж, который очищает воду из крана от взвесей и ржавчины, смягчает ее, а активированный уголь удаляет из нее хлор. Но нужно быть внимательным: просроченный фильтр хуже, чем его отсутствие. Вода не просто не очищается через засоренный фильтр, но и забирает с собой весь осадок. У каждого фильтра есть свой срок использования.


 


Не так давно на рынке появись новые фильтры – “системы обратного осмоса”. Они стоят от 600 до 2000 гривен и производят почти дистиллированную воду. Вот тут мнения специалистов разделились: некоторые считают, что совсем обессоленная вода вредна для организма.


 


На фирмах и предприятиях часто устанавливают кулеры. Как рассказала “Газете…” заведующая отделом коммунальной гигиены городской СЭС Ирина Бабич, в таких устройствах вода не проходит обеззараживание.


 


Через 9 месяцев вода будет безопасной и безвкусной


 


Сам хлор не пахнет, это запах хлорпроизводных:


 


–  На сегодняшний день  в стадии разработки проект по переоборудованию насосной станции Главная. Мы переходим на обеззараживание менее ядовитым веществом – гипохлоридом натрия. Проектные работы закончатся в декабре, а летом центр города уже будет получать по-новому обеззараженную воду, – поделился своими планами Борис Панов.


Как рассказывает начальник центральной химико-бактериологической лаборатории “Инфоксводоканала” Анатолий Полищук, гипохлорид – менее ядовитое вещество:


 


– При использовании жидкого хлора есть опасность в случае аварии. Выброс этого вещества приведет к летальным исходам потребителей. А из гипохлорида не образуются те вещества, что привносили запах в нашу воду.


 


Бювет на Прохоровской закрыт


 


В Прохоровском сквере уже полгода не работает бювет. Он остался на балансе у Приморской райадминистрации, тогда, как большинство других водоочистительных комплексов перешли в ведомство “Инфоксводоканала”. Администрация задолжала за электроэнергию, и поэтому аппараты законсервировали, и бювет пока закрыли.


 


Знающие люди: за сбросы фекалий платят слишком мало


 


Председатель депутатской комиссии по экологии горсовета Вячеслав Крук:


 


– Судить о нашей воде можно по здоровью людей. Одесса – лидер по заболеванию почек. Может она и отвечает в каких-то местах ГОСТу, но во всех уголках Одессы нельзя отследить качество воды. Иначе, я уверен, в судах стояли бы очереди с исками об ее неудовлетворительном качестве.


 


Трубы водопровода дырявые! 40% воды просто уходит под дома и в катакомбы, а за нее, кстати, люди платят в полном объеме. Как вы хотите из дырявых труб получить качественную воду? Днестр же проходит через множество городов. К нам эта вода приходит уже использованная миллионами людей, через предприятия, где массово совершаются вредные выбросы. Проконтролировать Молдову и Румынию невозможно. Мы только можем догадываться, что где-то произошел сброс. Я вижу три пункта в решении проблемы с питьевой водой:


 


– Нужно менять систему штрафов. За сброс 300 тонн фекалий предприятие сейчас платит максимум 1000 грн;


 


– На водоканале надо установить современные системы очистки, а не те, которыми очищалась вода в 1937 году;


 


– Надо отремонтировать сам водопровод


 


Вода – источник раковых заболеваний


 


Председатель одесского областного общества онкологов Иосиф Воронов:


 


– В воде, которую мы употребляем, большое содержание тяжелых металлов, хлорпестицидов, фосфорпестицидов. Вот эти все вещества очень серьезно влияют на состояние желудочно-кишечного тракта.


 


Конкретно эти вещества не вызывают злокачественную опухоль, но способствуют возникновению хронического гастрита, язвенной болезни желудка, различных колитов, заболеваниям желчного


пузыря, гепатитов – все это предопухолевые заболевания. В здоровом организме рак не развивается, тогда как в ослабленном – риск высок.


 


Газета по-одесски