Siemens не суждено получить контроль над «Силовыми машинами». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь отказала германскому концерну в покупке 30,42% российской компании у «Интерроса». Причины те же, что и два года назад, — «Силовые машины» являются носителем оборонных технологий.
ОАО «Силовые машины» — крупнейший российский производитель турбинного оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций. По 25% плюс одна акция компании принадлежит РАО «ЕЭС России» и Siemens Aktiengesellschaft, 30,42% — Burbot Limited, аффилированной с «Интерросом».
Антимонопольщикам не потребовалось много времени, чтобы вынести отрицательное заключение на ходатайство Siemens Aktiengesellschaft о покупке контрольного пакета акций «Силовых машин». ФАС мотивировала свое решение тем, что в результате сделки совокупная доля немецкого концерна на российском рынке энергооборудования составит около 50% и «позволит ей занять [на нем] доминирующее положение». По оценке ФАС, доля «Силмашин» в России «по основному перечню продукции» для ТЭС, ГЭС и АЭС достигает 37%, доля Siemens в «общем объеме заказов российских предприятий ТЭК» составляет около 13%. Как пояснил РБК daily глава профильного управления ФАС Алексей Ульянов, при определении долей «Силовых машин» и Siemens на рынке энергооборудования ведомство «суммировало» заказы компаний «в денежном выражении».
В 2005 году ФАС уже отказала Siemens в покупке «Силмашин», в первую очередь из-за наличия у концерна оборонных производств. По словам г-на Ульянова, с тех пор в этом плане ничего не изменилось. При этом, отмечает Алексей Ульянов, в августе «Силмашины» подали ходатайство на покупку контрольного пакета акций Калужского турбинного завода (выпускает оборудование для ВМФ). Окончательного решения по этой сделке не принято, однако вопрос о ее одобрении представитель ФАС назвал «решенным».
В российском офисе Siemens «приняли к сведению» информацию ФАС. Правда, по словам директора по корпоративным коммуникациям ООО «Сименс» Алексея Григорьева, официальное уведомление они еще не получали. Как только оно поступит, «юристы [Siemens] будут изучать [его] и сформулируют свои рекомендации». О возможных сценариях дальнейших действий г-н Григорьев рассказывать категорически отказался.
В том, что ФАС откажет концерну Siemens в приобретении контрольного пакета, эксперты не сомневались с самого начала. И по мнению аналитика ИГ «КапиталЪ» Михаила Пака, дело даже не в оборонных технологиях: чиновники уже давно твердят, что контроль над стратегическим предприятием должен оставаться у российского инвестора. «Это было принципиальное решение сверху, особенно в свете предстоящих заказов РАО «ЕЭС России», — считает г-н Пак.
В то же время эксперты сомневаются, что концерн Siemens серьезно пересмотрит свое отношение к российскому рынку. 25% «Силовых машин» остаются в руках концерна, и это даст компании шанс на привлечение технологий, таких как лицензия на обновленную версию газовой турбины ГТЭ-160 — SGT5-2000E. Правда, аналитик Банка Москвы Михаил Лямин сомневается, что российская компания получит более современные технологии. По его мнению, Siemens будет развивать параллельные совместные проекты в рамках действующих и новых СП — на том же Невском заводе, Электрозаводе или в КМПО в Казани, разбивая технологические линейки по сегментам.
Дмитрий Кудряшов
13.09.2007, РБКdaily