Об этом напоминает Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в Украине Карел Штиндл в своем последнем интервью украинским СМИ перед возвращением на Родину
– Господин Посол, Чехия одна из немногих стран-новичков ЕС, которая относительно безболезненно проходит период адаптации к европейскому сообществу. Нет у Вас опасений, что это может привести к размыванию чешской самобытной культуры, чешской национальной идентичности?
– Mы переживаем совсем другой процесс. На самом деле, после пребывания в «социалистическом лагере» мы сейчас возвращаемся к своей оригинальной идентичности. Если вспомнить историю, то Чехия долгое время была составляющей частью Священной Римской империи германской нации. Здесь переплелись культуры многих наций, наша страна всегда была многоязычной. Например, Прага – это по сути чешско-немецко-еврейский город. Чехи – очень толерантный народ, и проблемы утраты идентичности для нас не существует. Наоборот, для нас определенную проблему представляет инерция некоторых людей , которые еще связаныс советской идеологией, которая тянется еще со времен советской оккупации Чехословакии.
– А в чем именно проявляется проблема инерции? Как она сказывается на культуре и экономике страны?
– Мы освободились только в 1989 году, поэтому многие еще не привыкли жить в новых условиях. Возьмем, например, культуру. Помню, в первые годы независимости тогдашние коммунисты, а также другие представители левого направления опасались т.н. «американизации» культуры. Они утверждали, что со временем пропадут чешские книги, чешские фильмы (по поводу фильмов тогда вообще была почти паника). Однако все эти опасения очень быстро прошли – в течение нескольк ихлет появились многие новые издательства , фильмы , музыка и изобразительное искусство. Честно говоря, я лично не знаю, что собой должна представлять эта американизация. Каждый свободный народ свободно выбирает из мировой культуры то, что ему нравится или что он считает полезным, и американская культура ничуть не меньше и не хуже, чем любая другая.
– Скажите, а как сама Чехия идентифицирует свою принадлежность. Чехи – это славяне, европейцы или нечто третье?
– Чехи – славяне. Это незыблемый факт, однако, наше развитие не было обусловлено в первую очередь нашим славянством. . К счастью, в середине девятнадцатого века, а также в 20-м веке до Второй Мировой войны появились такие личности как Франтишек Палацкий, Карел Гавличек Боровский, Томаш Г. Масарик, которые будущее Чехии видели не в панславизме, а в развитии гуманитарных западноевропейских ценностей. Конечно, были националисты, которые предполагали, что славянство само по себе представляет какую-то ценность, но большая часть общества восприняла традицию этих и иных подобных личностей .
– Но ведь в девятнадцатом веке в Чехии было сильнейшее влияние идей панславизма?
– Не было . В Австро-Венгрии общество было относительно свободным, поэтому свои позиции могли высказывать все, и панслависты в том числе . Естественно, чешское общество с уважением относилось к своему славянскому происхождению, а также к славянским народам и их культурам. Но это нечто иное, чем панславизм. Проявилось это в Чехословакии после Первой Мировой войны: п ри всем уважении к своему славянству и остальным славянам Чехословакия была демократическим государством с рыночной экономикой западноевропейского типа. Упор на славянство в политическом и экономическом смысле сделали лишь коммунисты после 2-й Мировой войны. Их политика превратила Чехословакию из развитого государства в государство отсталое.
– Господин Посол, теперь вопрос экономического характера. Чехия, вступив в ЕС, открыла свою экономику для иностранного капитала. Сейчас в стратегических областях экономики чешский национальный капитал фактически отсутствует. Скажите, на Ваш взгляд, оправдала ли себя такая модель развития экономики?
– Мы шли несколькими путями. Главное, что экономика вернулась к рыночному принципу и открылась миру. Чешский капитал при этом, естественно, не исчез, однако страна открылась для мировой экономики. Это полностью оправдало себя, и это можно рекомендовать и Украине. Возьмем, например, чешскую «Шкоду», которая была куплена немецким «Фоль кс вагеном». Продажа иностранному инвестору – это был самый лучший тип так называемой большой приватизации, которая осуществлялась в Чехии. Немцы проявили себя как отличные хозяева. Чешские «Шкоды» модернизировались так, что теперь они считаются качественными марками не только у нас в стране, но и на мировом рынке .
– Однако, доминирование иностранного капитала повышает риски для экономики, особенно актуализируются опасности внешних шоков…
– Я не экономист, однако думаю, что внешний шок , кризис , – если он наступит , коснется не только стран с открытой экономикой, но и стран, которые закрываются перед мировой экономикой. Что касается вторых, то у них перманентные проблемы с нищетой и без внешнего шока. Достаточно посмотреть на ситуацию в мире. Например, африканской Ботсване именно создание института рыночной экономики, солидной защиты частной собственности и разумные действия правительства с незначительным уровнем коррупции помогли стать относительно богатой страной, в которой людям живется лучше всего по сравнению с иными странами Экваториальной Африки.
– Теперь бы хотелось поговорить непосредственно о украинско-чешских отношениях. Скажите, какая официальная позиции Праги в отношении интеграции Украины в ЕС? Среди громких призывов принять Киев в свои ряды со стороны Польши и прибалтийских республик, голос Вашей страны практически не слышно.
– У нас с украинцами своя история. Я встречал много грамотных ваших соотечественников, которые знают, что чехи – это единственная нация, с которой у украинцев никогда не было вражды. Кроме того, будучи уже членом ЕС, нам бы хотелось, чтобы на наших восточных границах находились свободные демократические государства. Однако, с другой стороны, нас настораживает то, что Украина окончательно не определилась со своими интеграционными предпочтениями. Нас беспокоит, что Украина может окончательно попасть под влияние политической и экономической системы России. Что же касается вступления в ЕС, то мы официально являемся сторонниками политики «открытых дверей» для Украины, и в органах ЕС отстаиваем в этом вопросе такую же политику, как и Польша, однако мы страна маленькая, поэтому нас не очень слышно. . .
– Однако, этой поддержки иногда не хватало. Например, возьмем «Вышеградскую четверку». Киев неоднократно хотел присоединиться к этой организации. Быть может, если бы в 1993-1995 годах, Украина смогла бы стать ее членом, то и развитие политической системы и общества в целом пошло бы совсем по более короткому пути к демократии…
– Вышеградская группа возникла в 1990 году в составе трех стран: Чехословакии, Венгрии, Польши. Украина же в это времени еще находилась в составе СССР. Главной целью организации было не допустить ситуацию, которая была до Второй мировой войны. Тогда отношения между странами были очень плохими. Группа была призвана улучшить сотрудничество, а также выработать общую политику интеграции в ЕС. Еще тогда, не знаю почему, но представители стран к сожалению договорились, что это будет закрытая группа, которая не станет расширяться. С тех пор эти принципы не изменились. Вступить в эту организацию хотели не только Украина, но и, например, Словения, но ей также было отказано. А посмотрите, какое у нее сейчас хорошее положение в ЕС.
– Мы все хорошо знаем проблему с нелегальной миграцией украинцев в Чехию, в то же время есть и обратная сторона – многие наши граждане жаловались на проблемы при получении визы. Известно, что после Вашего назначения на должность Посла ситуация существенно улучшилась, но все еще остаются определенные трудности.
– Проблема заключается в том, что просто не хватает людей и помещения. Это вопрос бюджета, который, к сожалению, на данный момент еще не решен. Это главная проблема. Я лично старался много раз добиться расширения штата, однако …не дали. Вторая проблема, это украинские посредники , которые на тротуаре перед консульством предлагают за деньги различные услуги, и многие украинцы им доверяют. Некоторые из них могут быть честными, но большинство – это мошенники. И это не только проблема с чешским посольством, но и другими иностранными представительствами. В настоящее время я получаю очень мало жалоб, однако в свое время, когда только приехал, их было очень много. Однако, я научился их «читать». Например, я получил письмо, в котором сказано, что якобы наш консул обещал дать визу и взял за это деньги в сумме большей, чем положено. Однако потом ее не выдал, а деньги не вернул, сославшись на то, что их забрало государство. Этого, конечно, не было. Я приглашал этих жалующихся людей к себе, беседовал с ними. Всегда оказывалось, что они говорили не с консулом, а с какими-то мошенниками, представившимися посредниками.
– Не так давно Украина и ЕС подписали договор об упрощенном визовом режиме, как это повлияет на въезд украинцев в Чехию?
– Договор мы, конечно, будем соблюдать . Но для украинцев он изменит немногое . Дело в том, что б ó льшую часть мер, на которые пошел ЕС в отношении отдельных категорий украинских граждан, Чехия давно практикует.
– Какой Вы видите Чехию через несколько десятков лет?
– Когда-то Томаш Г . Масарик предсказывал, что Чехии, чтобы построить сильное демократическое государство, понадобится 50 лет, однако не судилось…В будущем появятся новые вызовы, прежде всего, экологические. Помимо этого, миру угрожают мировой терроризм и два очень опасных государства – Иран и Северная Корея. Несмотря на то, что оба они находятся на достаточно большом удалении от Чехии, в современном мире географическое расстояние не представляется большой проблемой. А в общем, надеюсь, что Европейский C оюз и НАТО, а вместе с ним и Чехия, будут дальше развиваться, создавая общество демократических гуманитарных ценностей.
– Господин Посол, покидая Украину в которой Вы сколько времени проработали, что Вы можете ей пожелать, и какой Вы ее видите в будущем?
– Хотелось бы, конечно, видеть вашу страну в составе большой европейской семьи. Богатой и довольной . Украина в последнее время сделала очень серьезный шаг в сторону интеграции в европейскую цивилизацию. Безусловно, присоединится ли Украина к ЕС и когда это будет – зависит только от вас самих. Чешская Республика будет продолжать помогать Украине . Хотелось бы пожелать Украине, прежде всего, чтобы она могла больше инвестировать в общественные отрасли, такие как здравоохранение, образование и культура . Я был учителем, у меня есть дети и внуки . Поэтому я бы пожелал Украине больше заботится о своих детях. Я видел очень много бездомных детей, просящих милостыню, бродящих по городам и в ночное время и подвергающихся насилию. Бездомные дети есть по всей Европе. Однако, там это в значительно меньших масштабах . В Украине же дети оказываются без дома в большинстве случаев не по своему желанию, а из-за родителей, при этом мне кажется, что государство очень мало заботится о них. Страна, которая не станет заботит ь ся о своих детях, обречена.
Владимир Головко, Алексей Молдован, «Kyiv Weekly», 11.07.2007