Старинный город Збараж на Тернопольщине — это не только жемчужина архитектуры и четырехвековое историческое наследие края, но и, пожалуй, ценнейший опыт восстановления исторических памятников во всем их многообразии. Десятилетие активной реставрации объектов, вошедших в Национальный заповедник “Замки Тернопілля”, убеждает: после долгой эпохи “руйнації” может наступить эпоха последовательной, но не менее длительной реставрации.
У князей Юрия и Кристофора Збаражских и итальянского архитектора Винченцо Скамоцци сердца бы разорвались на части, если бы они узнали, что их детище — величественный замково-дворцовый комплекс, построенный в первой половине XVII века, — привело в негодность время. Каждая эпоха внесла свою лепту в дело разрушения…
К счастью, в 1960-е годы партийных бонз посетила благородная идея — хотя это и гнездо магнатов, но оно все-таки должно быть сохранено. Тогда немного подняли оборонительные стены замка, но на этом восстановительные работы закончились. Полезное дело было продолжено лишь в 1985 году и приурочено, как было модно в то время, к очередной годовщине Октябрьской революции.
По инициативе первого секретаря райкома партии Василия Олийныка местные хозяйственные организации провели интенсивные работы — отреставрировали казематы замка, перекрыли крышу, начали обновление внутренних помещений двухэтажного дворца, построенного в ренессансном стиле… Но о сохранении первоначальной плановой структуры, которая соответствовала бы назначению постройки как исторического памятника, никто тогда и не подумал. Во дворце оборудовали киноконцертный зал, поселили спортивные кружки и секции, несколько помещений отдали под краеведческий музей и музей природы и т. п.
Научно обоснованная реставрация началась лишь десятилетие спустя, после создания в 1994 году на базе Збаражского замка-дворца Государственного историко-архитектурного заповедника. На баланс этой государственной структуры было передано свыше 20 исторических памятников. Директор заповедника Анатолий Маципура сумел убедить власть предержащих: если хотите развития нашей организации, активной работы по восстановлению исторического наследия Збаража, то подчините нас именно Госкомитету архитектуры и градостроения Украины. В Киеве к этим аргументам прислушались.
В первые годы существования заповедника его работники старались, чтобы замок и дворец стали доступными и привлекательными для посетителей — иначе зачем было всю эту кашу заваривать. Они навели порядок на территории замка, высадили новые деревья, переселили разные кружки, избавляясь от их “наследия”. Львовский институт “Укрзахідпроектреставрація” разработал проект и программу реставрации замка, а потом и комплексный план по сохранению памятников заповедника и ликвидации аварийного состояния.
Мастера-профессионалы восстановили первозданную планировку вестибюлей дворца, отреставрировали залы, что позволяет туристам ознакомиться с археологическими экспонатами, ткачеством, вышивкой, скульптурой, сакральным искусством и т. д. Несколько залов отведены под выставки. Их со времени основания заповедника состоялось уже 150. А один из флигелей замкового дворца был приспособлен под органный зал. Можно ли придумать более романтическую регистрацию брака, нежели под звуки органа XIX века? В Збараже это стало традицией.
Восстановление казематов замка тоже принесло ощутимую пользу — здесь открыты и функционируют музеи трипольской культуры, этнографии, скульптуры, оружия. В недавно отреставрированной въездной башне, украшенной барочными элементами, туристы могут окунуться в мир нумизматики, бонистики, геральдики, антикварных вещей. Но более всего дух посетителей, особенно детей, захватывают подземелья замкового дворца. Несомненно, количество привидений для туристов со временем будет расти — ведь работы по расчистке подземных проходов продолжаются. Восстанавливаются и бастионы замка. “Замок и дворец князей Збаражских и Вишневецких — это пока единственный “живой” исторический комплекс на Тернопольщине, который зарабатывает на туризме, — убеждает заведующий научным отделом Национального заповедника “Замки Тернопілля” Владимир Чайка. — Но ограничиваться воссозданием его первозданного вида означало бы не выполнять функции заповедника”.
Однако реставрационные работы не ограничиваются лишь комплексом замково-дворцовых сооружений. Параллельно с центральным памятником “оживают” и другие исторические объекты. Была осуществлена внешняя реставрация и проведено теплоснабжение в старинной церкви Спаса (1600 год) в ближнем селе Залужье, а в самом Збараже сегодня отреставрирован и укреплен монастырь бернардинцев XVII века, осуществлен ремонт Успенской церкви, благоустроена Воскресенская церковь (обе — XVIII век), а также отремонтированы интерьеры дома бывшего общества “Сокіл” (ныне — районный дом культуры) и другие памятники.
В профильном Госкомитете реставрационные усилия збаражцев, по-видимому, оценили по достоинству. Недаром в 1999 году филиал заповедника был создан в старинном городке Вишневце. Кабмин утвердил комплексную программу сохранения дворца князей Корибутов и Вишневецких, графов Мнишеков (XVI—XX века) и живописного ландшафтного парка XVIII века. Но написать хороший документ — это одно дело… Начатые реставрационные работы никак не могут продолжиться. Часть помещений дворцовых сооружений до сих пор занимают профтехучилище и давно не работающая кожгалантерейная фабрика. А Министерство промышленной политики не спешит передавать постройки заповеднику. И в данном случае вполне логичен вопрос: как же при таком соседстве проводить реставрацию?
Но дело мало-помалу движется. Постепенно оживает замок в поселке Скалате (1630 год), переданный на баланс учреждения. Восстановлены и перекрыты черепичной кровлей две угловые башни, заделаны пробоины в оборонительных стенах, выполнен ряд других ремонтных работ. Руководство Национального заповедника “Замки Тернопілля” (статус повышен с 2005 года) готово вдохнуть жизнь еще и в другие замки региона — отреставрировать их и открыть для посещения туристов. Но вот беда: в нынешнем году объекты, входящие в заповедник, пока остаются без “реставрационных” денег от государства.
“В предыдущие годы реставрационные работы финансировались примерно на 30—35% от запланированных объемов, — рассказывает директор заповедника Анатолий Маципура. — Да эти миллион-два гривен выглядели просто издевательством. Мы получали их в ноябре, декабре. А надо еще и провести тендер, чтобы выбрать подрядчика. Усложненные и дорогостоящие тендерные процедуры привели к тому, что львиная доля средств возвращалась назад в госбюджет. “Обиженными” оказались не только памятники, входящие в наш заповедник. Сегодня заморожена реставрация уникальной Бучацкой ратуши, знаменитого дома “близнецы” в Кременце. А в 2007-м на эти цели еще не поступило ни копейки — ни по линии профильного министерства, ни в качестве субвенции местному бюджету. Мы делаем лишь небольшие работы собственными силами и средствами”.
Как оказалось, придание историческому объекту привлекательности и доходы от туризма — понятия тесно взаимосвязанные. По мере возрождения Збаражского замка-дворца поток туристов в город значительно увеличился, а в 2002—2003 годах резко возрос — каждый год здесь бывает на 1500—2000 больше посетителей. Казалось бы, и копейку есть на чем зарабатывать: экскурсии, охватывающие более 20 залов, подземелья, продажа сувенирной продукции с видами старинных Збаража, Вишневца и других, современный бар-ресторан “Легенда”… Однако другая, не менее важная часть туристической инфраструктуры — отели, мотели — отсутствует напрочь. Частной инициативы в этой сфере в Збараже пока, как говорят, не обнаружено. Идея создать отель на 90—100 мест родилась в умах руководителей государственного заповедника. Строительство только началось, а тем временем деньги иссякли.
Вот и возрождается историческая среда с туристическим использованием своеобразно: то, что в Европе восстанавливают и оживляют в течение 4—5 лет, в Украине будут делать, по всей видимости, полстолетия или еще дольше. А может, так и было изначально задумано: пусть себе туризм в Збараже, Вишневце, Кременце и еще где-нибудь развивается — главное, чтобы несколько поколений чиновников были заняты работой. Реставрационной. Тогда и деньги на зарплату не так жалко в бюджет закладывать…
Илько Бучацкий
16.06.2007, Киевский телеграф